Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

«Армянский буревестник и Верхарн»: в день рождения поэта Акопа Акопяна

"Армянский буревестник" Акоп Акопян

В аннотации к книге поэзии Акопа Акопяна, вышедшей в издательстве "Художественная литература" в серии "Библиотека советской поэзии" в 1966 году  мы читаем кредо его жизни: " Для меня литература и революция всегда шли рука об руку, в тесном единстве".

Армянская поэзия советского периода - многогранна, семантически и стилистически  не всегда привязана к драматическим событиям эпохи. Наверное, поэтому при упоминании поэтов советского периода память, скорее, воспроизводит стихи Егише Чаренца, Сильвы Капутикян, Ованеса Шираза, Паруйра Севака. Армянский "Буревестник революции" как-то стоит вынесенным из этого ряда, в силу своей экспрессивной идеологической приверженности делу коммунизма, которое он воспевал. 

Акоп Мнацаканович Акопян считается основоположником армянской пролетарской литературы. Один из пропагандистов марксизма в Армении. Может быть, поэтому в интернете биографическая справка очень скудна. 

Родился в семье ремесленника в городе Елизаветполь (ныне Гянджа). Образование получил в Гянджинской гимназии, был исключён с пятого класса.

Гянджа. Фото из Центрального госархива кинофотодокументов СССР Автор Аре Оландер (Эстония), 1933 г. 

 

 

Работал в Баку на нефтепромыслах чернорабочим, потом рабочим, бухгалтером, позже переехал в Тифлис и работал служащим в Тифлисском банке. Участник революционного движения с 1894 года. Подвергался арестам (1904, 1909, 1919). Член РСДРП с 1904 года, большевик. Член ЦИК Закавказской федерации. C 1901 года с перерывами работал в Тифлисском коммерческом банке. В 1911 году, по заданию партийной организации, Акопян ездил в Париж. В 1921 году, после установления Советской власти в Грузии, был комиссаром банков Грузии. Умер в Тбилиси 13 ноября 1937 года. Похоронен в Тбилиси, в Пантеоне Ходживанка.

Между тем, жизнь Акопа Акопяна полна неожиданных изломов, драматизма. Акопяном поэт стал только в школе, ведь происходил он из семьи Булбулянов (по- армянски булбул - соловей). На разных праздниках, на свадьбах или похоронах мальчишка выступал с песнями Наапета Кучака и Саят-Новы. 

За эпиграмму на Александра III он был исключен из гимназии. Это событие определило его жизнь революционного поэта и борца. Он переводит на армянский язык "Варшавянку", "Интернационал", "Марсельезу", стихи Максима Горького и Демьяна Бедного. Его же стихи переведены на русский, украинский, грузинский и азербайджанский языки.

На поэтов ваших любимых я не похож.

Жрецам вашим песнь моя

чужда - звук неродной.

Я не желал угождать, вызывать

сердец ваших дрожь

В вашем мещанском бреду,

Ядовитом и жалком заодно.  

Среди его книг известны  «Песни труда» ( 1906), брошюра «Революционные песни» (1907).  Поэмы «Новое утро» (1909), «Красные волны» (1911) посвящены революционному движению в Закавказье; «Равенство» (1917) — произведение про будущее социалистическое общество, образец «революционного романтизма» в армянской литературе.

Издал первые армянские марксистские альманахи: «Альбом рабочего», «Красные гвоздики». Но примечательно, что ни в одном из своих произведений, даже периода 1915—1916 годов — Акопян ни разу не упомянул про геноцид армян.

Большое влияние на его мировоззрение и поэтику оказали произведения Раффи и Микаэла Налбандяна. Акопа Акопяна называли "армянским Верхарном".  Казалось бы, что может быть общего между бельгийским франкоязычным  поэтом и драматургом, одним из основателей символизма и Акопяном? Но исследователи находят общие черты, особенно в стихах последнего - "Город", "В нижних этажах", "Сейфы", "В медных рудниках". 

Высоко о творчестве Акопа Акопяна отзывался Анатолий Луначарский, уточняя, что Акоп Мнацаканович был не просто революционным поэтом, каких было много как в России, так и в Европе, но это был поэт-социал - демократ в лучшем смысле этого слова. Среди стихов поэта - посвящения Ленину, Степану Шаумяну, который был защитником творчества Акопяна. 

В стихах и прозе Акопян писал о Серго Орджоникидзе. Он дружил с Камо (Симоном Аршаковичем Тер-Петросяном). Когда Камо попал в руки кайзеровской полиции, Акопян сделал попытку выручить друга. Берлин, Брюссель, Женева, Париж - он объехал эти города, чтобы найти поддержку для Камо.

Есть исследования о том, как Сталин уголовных преступников посвящал в коммунистическую веру. Банда Камо участвовала в том числе и в пополнении партийной кассы своими налетами и грабежами. Но это - тема другого очерка. На важно то, что Акопян проявил себя как настоящий друг. 

Личность и заслуги перед большевиками известного революционера Камо в последние десятилетия получили принципиально другую оценку. Есть исследования о том, как Сталин уголовных преступников посвящал в коммунистическую веру. Банда Камо участвовала в том числе и в пополнении партийной кассы своими налетами и грабежами. Но это - тема другого очерка. На важно то, что Акопян проявил себя как настоящий друг. 

Акоп Акопян известен как автор стихов о строительстве легендарных советских объектов.

Литература:

Евгенов С. "Пламенный Акопян" (к 90-летию со дня рождения)// журнал "Огонек", 24 июня, 1956 г. 

Валерия Олюнина