В день рождения ученицы Кузьмы Петрова-Водкина Елены Аладжаловой
Сегодня мы вспоминаем удивительного живописца советской эпохи Елену Сергеевну Аладжалову. К сожалению, ее творческое наследие мало известно молодому армянскому поколению, но зато ее хорошо помнят в Санкт-Петербурге.
Кстати, среди Аладжаловых было много художников, даже известных (Мануил Христофорович Аладжалов (1862-1934). Мы предложим нашему читателю воспоминания о своей матери ее сына Ю.Р. Канского сегодня, в статьях Армянского музея Москвы.
Елена Сергеева Аладжалова родилась 24 мая 1905 года в городке Бауска Курляндской губернии Российской империи. Ее отец Сергей Акимович Аладжалов, прекрасный рисовальщик, и стал ее первым учителем. Круг его талантов был широк. Еще бы: инженер - путеец, мостостроитель, выпускник Института инженеров путей сообщения Императора Александра II.
В 1922 году Елена поступает во ВХУТЕИН к самому авантюристу, пророку, члену главного модернистского художественного русского модерна объединения "Мир искусства". Армянский музей Москвы уже писал о другой знаменитой ученице Кузьмы Сергеевича Гоар Фарманян.
Искусствовед Антон Александров пишет о том времени: "После закрытия школы Званцевой в 1917 Петров-Водкин стал одним из первых профессоров новой Академии художеств. Это было время наивысшей активности и энтузиазма, возможно, поэтому среди студентов первого выпуска — наибольшее число последователей Петрова-Водкина. Его авторитет был для них непререкаем, и всё, что они создавали в то время, было вдохновлено образами и пластическими решениями мастера. На выставке в большом объеме демонстрируются «учебный натюрморт», живописные штудии обнаженной натуры, учебные портреты, причем они представлены работами нескольких потоков петрово-водкинских студентов.
Судьбы многих учеников Петрова-Водкина сложились трагически: кто-то погиб в лагерях или умер от голода во время блокады, кто-то сменил область применения творческих способностей. Лишь недавно удалось обнаружить следы оборвавшейся творческой биографии и сохранившиеся работы таких художников, как Алексей Зернов, Магда Нахман, Евгения Благовещенская, Михаил Носков, Ревекка Головчинер, Ольга Богданова, Елена Аладжалова".
В июне 2016 года творчество Елены Агаджаловой в кругу других учеников Петрова-Водкина было представлено в Русском музее.
К счастью, художница прожила долгую жизнь, скончалась в Затуленье 10 мая 1984 года, меньше месяца не дожив до восьмидесятилетия.
А в то время после 5 лет ученичества Елена Аладжалова оканчивает институт с присвоением звания художника монументальной живописи. Начинаются годы работы и сотрудничества с другими художниками, входящими в Ассоциацию художников революционной России (АХРР). Прежде всего она известна как портретист и пейзажист.
В 1930-е работала художником в «Союзкино» и «Совкино» в Ленинграде.
В качестве художника участвовала в создании фильмов Александра Зархи и Иосифа. Хейфица «Ветер в лицо» (1930) и «Полдень» (1931). К сожалению, первая лента - это не сохранившаяся чёрно-белая драма по спектаклю ТРАМа «Плавятся дни» о борьбе комсомольцев со старым мещанским бытом. Фильм "Полдень" борьбе в глухой деревне комсомольской ячейки и рабочего, присланного тракторным заводом им в помощь, с кулаками, также не сохранилась. Колхозницу- комсомолку в ленте тогда сыграла красавица актриса Тамара Макарова.
Также Елена Сергеевна участвовала в этнографических экспедициях «Союзкино» по Костромской и Рязанской областям в качестве художника. Вместе со своим мужем историком искусства Р. Канским она совершает длительную творческую поездку по Узбекистану. Посетила Ташкент, Самарканд, Бухару и другие города,где ею был собран богатый творческий материал.
Позднее работала на Ленинградской фабрике «Совкино» художником-мультипликатором.
После войны участвовала в реставрации дворцово-парковых ансамблей Ленинграда и его пригородов. В послужном списке Аладжаловой Е.С. работа в залах Государственного Эрмитажа, Александровском дворце г. Пушкина, в здании Главного штаба, в Строгановском, Шуваловском, Аничковом, Шереметьевском, Юсуповском дворцах в Ленинграде, Китайском дворце в Ораниенбауме, Малом оперном театре, Горном институте и на др. объектах.
В 1950 была принята в члены ЛССХ по секции живописи. Наряду с реставрацией художница активно занималась и станковой живописью. Писала портреты,натюрморты,пейзажи в масляной технике и акварелью. В конце 1970-х годов в стенах ЛОСХ-а состоялась персональная ретроспективная выставка работ Аладжаловой Е.С. Её произведения находятся в музеях и частных собраниях в России и за рубежом.
Валерия Олюнина