Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

С днем рождения, Шарль! Вечная любовь, непостижимая, неизбывная

"Я живу нормальной жизнью, я оптимист, я ни о чем не забочусь, - так ответил французский шансонье Шарль Азнавур в эфире программы "Познер" на вопрос о секретах своего долголетия

С днем рождения легендарного Шарля Азнавура можно прежде всего поздравить всех нас, почитателей его многогранного таланта. Он из тех неисчерпаемых колодцев армянской культуры, которая открылась миру, каждое упоминание о которых носит характер уже не повторения, а чистой воды. Больше всего в фигуре величайшего шансонье нас впечатляет его свежее, незамутненное усталостью, временем, горькими утратами восприятие мира. Тот, кто знал особенности художественного и вообще человеческого мышления Азнавура, наверное, не был поражен его интервью Владимиру Познеру в год 100 летия Геноцида. Но для многих россиян Шарль Азнавур открылся с новой глубиной, с восторгом мы наблюдали эту "дуэль" взглядов, реплик, реакций. "Я не знаю, верю ли я в Бога, но я думаю, что тот, кого называют Богом, может нам дать все необходимое", - сказал он тогда Познеру. 

Навсегда в памяти скульптора Григория Потоцкого осталась и встреча с Шарлем. Ему как-то в Париже французский арт-директор Григория Потоцкого Оксана Васильченко предала каталог и сказала, что тот хочет его вылепить. Шарль улыбнулся, и в ту же минуту девушку выдворили охранники. Потом он тяжело болел. В конце апреля 2007 года в мастерскую Григория позвонили и сказали, что через двадцать минут у него будет Шарль Азнавур. Он приехал со своей свитой, его сопровождало телевидение. Позже Ольга Барэ так описывала эту встречу: «Потоцкий лепил, пытаясь ухватить ускользающий образ. Азнавур был очень слаб. Было ощущение, что от него остается лишь свет. Он тихо улыбался и был каким-то отстраненным. Вокруг него в атмосфере мастерской ощущалась любовь. Сквозь призму Азнавура прибивался лик Жана Кокто, который, как оказалось, был его другом. Французы ушли так же неожиданно, как и пришли. Художник остался наедине со своей работой, он был ею недоволен. И был вынужден продолжать работу по фотографиям. Лишь позже он узнал секрет, в котором крылась сложность. Эдит Пиаф часто смеялась над Азнавуром, что с таким армянским носом, как у него, нельзя стать великим певцом. Однажды он решился на операцию - и потерял свою индивидуальность. Вряд ли это помогло его карьере, но скульптору это действительно усложнило работу. Уж кто-кто, а он понимал, что нельзя вмешиваться в замысел Бога. Прошло немного месяцев, неожиданно постучали в дверь - это был продюсер Азнавура Леон Саян. Позади него вприпрыжку бежал юноша, очень похожий на Азнавура, только весь седой.

С днем рождения, Шарль! Вечная любовь, непостижимая, неизбывная...

Валерия Олюнина