К 60-летию выдающегося музыканта: Арто Тунчбояджян и его Артостан
Артостан – это его страна, где переплавлены краски и звуки Армении, все еще армянского Стамбула, Америки, Европы. Сегодня говорят, что его старший брат Онно был двигателем турецкой музыки. Как Ара Гюлер, который двигал турецкую фотографию, как Акоп Вардовян, создавший османский театр, Акоп Мартосян, создавший турецкий алфавит.
Арто с детства хотел быть похожим на брата. Был ли он тогда «пересмешником» - возможно. Но через 10 лет он был известен в Стамбуле как сверходаренный музыкант, переигравший на всех инструментах – от тромбона до перкуссии. Уже в 1985 году он покоряет Америку.
Что ни говори, стамбульские армяне сегодня на своей исторической родине живут в заложниках. Это в очередной раз показала страшная идея представителей нового поколения турков выдавить из страны армян. Возможно поэтому, многие турецкие армяне становятся космополитами.
В созданном Тунчбояджяном Armenian Navy Band звучит кяманча, тромбон, канон, блул, дудук, зурна, альт саксофон, труба. На таком синтезированном языке в стиле ethno-jazz он говорит с миллионами людей, которые потенциально могут ненавидеть друг друга. Но музыка Арто о том, что самые искренние, интимные звуки лежат там, где нет крика, войны, у него есть желание подслушивать то, что лежит под землей, соединять с тем, что дает небо.
Так создается жанр, похожий на заговор, медитацию. Именно поэтому Арто на сцене часто с закрытыми глазами. Арто Тунчбояджян на вручении премии BBC World Music Awards играет на бутылке, наполненной водой, голосом и перкуссией создает звуки, напоминающие и гул ветра, и крики птиц, и духовые инструменты древних народов. Аудиал – очень редкий тип людей, их в мире всего 5-7 процентов. Их взгляд часто по касательной, в средней линии, информацию они тоже лучше запоминают с закрытыми глазами. Когда смотришь на лицо Арто, кажется, что даже не слышащий человек может познать его душевный мир.
Он поет как будто не голосом, а лицом слухача – мимика у таких музыкантов текуча, как разводы на песке. Вспоминается при этом лицо еще одного выдающегося слухача Антонио Карлоса Жобима. Пожалуй, если бы эти двое могли бы выступать вместе, шепотом или 1/8 звука дополняя друг друга.В этом году Арто исполняется 60 лет. А его Артостан – это еще одна земля, принадлежащая армянской культуре.
Валерия Олюнина