Артём Карапетян — чемпион Европы по американскому футболу. ИНТЕРВЬЮ
Артём Карапетян — мастер спорта, 10-кратный чемпион России, чемпион Европы по американскому футболу, капитан сборной России, капитан команды «Московские Патриоты», лайнбекер команды. В беседе с Армянским музеем Москвы он рассказал о начале своей спортивной карьеры, об американском футболе в России и о поездках в Армению.
— Артём, расскажите, как началась ваша спортивная карьера? Как вы пришли в американский футбол?
— Это был 1996 год. Я посмотрел первый раз в жизни матч по американскому футболу — Super Bowl 1995–1996, Питсбург против Далласа. Мне понравилась эта игра. Потом я вышел на улицу, на площадку. Играли с ребятами, толкал их с горки. Мне старшие ребята посоветовали пойти в американский футбол. Я сказал, если бы знал, где проводятся занятия, то с удовольствием пошел бы. Мне подсказали. Оказалось, что это было на соседней улице, в школе № 771.
Пришел на тренировки. Меня сразу поставили в первый состав. Через полгода поехал за сборную в США играть. Мне тогда 12 лет было. Так все и началось.
— Чем этот вид спорта вас привлек, что в нем нравится?
— Скорость, сила, динамика, атлетизм, зрелищность — все вместе. Надо в него поиграть, чтобы понять, что это за спорт. Я много чем занимался в своей жизни, но реально такого интересного спорта не встречал.
— Каков статус американского футбола в России?
— У нас есть федерация. Проводятся официальные чемпионаты России. Что касается финансовой части, то статус на данный момент на нулевом уровне. То, что мы сейчас делаем, это ради следующих поколений.
— Много ли болельщиков собирают матчи по американскому футболу в России, как, например, по обычному футболу?
— Нет, конечно. Намного меньше. Бывают интересные матчи, когда мы делаем хорошую рекламу, собирается небольшой стадион. Но так аудитория, насколько я знаю, по интернету в России что-то около 20 тысяч.
— Как сформировалась команда «Московские Патриоты»?
— Мы были детьми, потом стали юниорами. На тот момент существовала в России, по-моему, только одна живая команда — «Московские медведи». Остальные уже были расформированы. Для существования Чемпионата России привлекли нас из молодежи и некоторых взрослых игроков и создали команду «Московские Патриоты». Мы в то время как раз вернулись с юниорского чемпионата, все были в хорошей форме. Получилась хорошая команда. В первой же игре мы выиграли «Московских медведей», взрослых ребят. Вот это и стало становлением нашей команды. Был 2002 год.
— Расскажите про Сборную команду России по американскому футболу. Какие игры у вас были с зарубежными командами?
— Десятки стран, с которыми мы играли. Франция, Италия, Швеция, Финляндия, Австрия, Германия… Много стран.
— Какие матчи вам запомнились больше всего?
— Наверное, матч против «Московского шторма» в 2013 году. Они привезли много хороших американцев. Против них мы и играли. Высокого уровня игра была.
— Каким вы видите будущее американского футбола, его развитие в России?
— Сложный вопрос. Надеюсь, позитивным.
— Вы увлекаетесь другими видами спорта?
— Единоборство, баскетбол.
— Кто ваш спортивный кумир?
— Рэй Льюис [Прим. ред. — Американский футболист, выступавший за команду НФЛ «Балтимор Рэйвенс» на позиции лайнбекера].
— Существует ли американский футбол в Армении?
— Я не знаю. Но знаю, что армяне в США играют в американский футбол.
— Вы много раз посещали Армению. Что больше всего понравилось?
— Природа, пейзажи… Всё нравится. Вода, еда. Мое внутреннее ощущение себя. Мне там комфортно.
— Знаю, что в 1988 году, незадолго до землетрясения, вы гостили в Армении у родственников. Расскажите, пожалуйста, эту историю.
— Да, я гостил у бабушки. Мне там очень нравилось. За неделю до землетрясения я начал капризничать, проситься домой. Меня отправили домой. Потом произошло землетрясение. Я не думаю, что у меня было какое-то предчувствие. Просто такое случилось.
Беседовала Рипсиме Галстян