Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

История одной фотографии: Прокудин-Горский и его наследие

Сергей Михайлович Прокудин-Горский

"Работа моя производится с соизволения Государя Императора уже четыре года. Я езжу по всей России и делаю снимки, руководствуясь указаниями и этнографов, и художников, и главным образом местных людей, которые знают свое место больше, чем кто-либо; я воспроизвожу все древнее, все интересное в том или ином отношении. Работа длится 7-8 месяцев в году подряд. Для этого я имею некоторые удобства, в смысле путешествия. Цель моей работы, — дать возможность наглядным обучением школе и народу ознакомиться со своим государством, — знать его промышленность, кустарную и в широком смысле, — народности и т. д. Понятно, знание своей родины — это первая задача каждого живущего в государстве человека."

О применении фотографирования в истинных цветах к наглядному изучению России.

С. М. Прокудин-Горский

XX век начался с множества научных открытий, среди которых важное место занимает цветная фотография. Для получения кадров применялся метод цветоотделения, сложный и многоступенчатый, однако на выходе получался результат очень высокого качества с отличной цветопередачей.

Первый в России цветной фотограф - Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863—1944). Он был одним из создателей этого метода фотографии, ученым, этнографом, путешественником, которому удалось воплотить в жизнь мечту - сохранить на пленках бескрайние просторы Российской империи.

Ранние годы

Прокудин-Горский родился в родовом имении, находившемся во Владимирской губернии. Увлекался химией, окончил Александроский лицей, слушал лекции по естественному разделу на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета, изучал живопись в Императорской Академии художеств.

Взрослая жизнь: семья и карьера

В 1890 г. Прокудин-Горский женится на Анне Александровне Лавровой – девушке из богатой семьи генерала-майора, металловеда, активного члена Императорского Русского Технического Общества.

По наставлению отца Прокудин-Горский поступает на службу в Демидовский дом призрения трудящихся, в качестве его действительного члена. Здесь он прослужит 10 лет, карабкаясь вверх по карьерной лестнице. 

Прокудин-Горский и его дети: Михаил, Дмитрий, Екатерина (слева направо).

Благодаря отцу жены наш герой становится директором Товарищества Гатчинских колокольных, медеплавильных и сталелитейных заводов. Тесть делает его членом правления прибыльного производства.

С женой они селятся в Гатчине, где у них рождаются дети Дмитрий (1892), Екатерина (1893) и Михаил (1895).

Для дальнейшего профессионального роста Прокудин-Горский становится членом первого химико-технологического отдела Императорского Русского Технического Общества. Его начинает занимать фотография, как в научном, так и практическом плане.

XX век 

Для того, чтобы обеспечивать себя самостоятельно и не зависеть от родственников, 2 августа 1901 года Сергей Михайлович открывает в Петербурге Фотоцинкографическую и фототехническую мастерскую С. М. Прокудина-Горского, где в последствии располагалась лаборатория и редакция журнала «Фотограф-любитель», возглавляемого им.

В 1902 г. он уезжает в Германию, где в лаборатории Высшей технической школы в Шарлоттенбурге, где изучает у профессора Адольфа Мите методы цветной съемки., а 9 апреля 1902 г. По возвращению в Москву, он изобретает свой рецепт эмульсии, благодаря которому получает невероятно точную цветопередачу, позволяющую передать всю полноту цветов. 

В 1903 г. он заказывает изготовление фотоаппарата и проектора. Его фотографии становятся очень известными - они на открытках, книжных иллюстрациях. В 1905 г. во время первых демонстраций своих слайдов в Петербурге и Москве он срывает бурные овации зрителей. 

Его первое путешествие состоялось в сентябре-октябре 1903 г., он запечатлел пейзажи Карельского перешейка, Сайменского канала и Сайменского озера. Затем были дагестанские горы, Кавказ, Азия и другие сложнодоступные регионы Российской империи.

Деньги на первые путешествия он планировал получить и от Общины Святой Евгении (петербургский Красный Крест), с которой договорился на серию открыток, однако из-за экономического спада его работа остается не оплаченной. Затем он едет в Туркестан с экспедицией Русского географического общества. 

3 мая 1909 г. состоялась судьбоносная встреча с царем, подробно описанная фотографом в своих воспоминаниях 1932 г. Восхищенной технологиями, Николай II предлагает  Прокудину-Горскому отснять всю страну. Для этого ему выделяется специально оборудованный железнодорожный вагон. Всего запланировано за 10 лет сделать 10.000 снимков. Успевает он не все.

В 1913-1914 гг. фотографа увлекает цветная видеосъемка, на которую он получает патент.

Октябрьская революция привела к смене власти, однако и тут Прокудин-Горский оказался высоко востребованным. Он демонстрировал свои снимки в Зимнем дворце, устраивал показы перед наркомом Луначарским, получал заказы от советского правительства.

В августе 1918 г. Прокудин-Горский по поручению Наркомпроса отправился в командировку в Норвегию. Начинавшаяся в стране гражданская война делала практически невозможной дальнейшую работу в области цветной фотографии и кино. Командировка превратилась в эмиграцию. Из Норвегии он перебирается в Англию, затем оттуда во Францию, где и остается до самой смерти.

Наследие

При советской власти, в страхе потерять коллекцию цветных фотографий, Серей Михайлович пытается и получает разрешение на вывоз большей части материалов. 

Все они пролежали в подвалах Парижа до 1948 года. Наследники великого фотографа продали ее Библиотеке Конгресса США. И только в 2001 г. снимки были найдены, отсканированы и стали крупным культурным достоянием. 

К сожалению, нет свидетельств посещения Прокудиным-Горским территории современной Армении. Однако он исследовал места в исторической Армении. В конце марта 1912 г. он совершил путешествие в Артвинский округ Батумской области. Тогда это был самый край Российской империи, сразу за городом начиналась уже другая империя - Османская.

Читайте о дореволюционном Артвине, вершине горы Ауджикилис, фотографиях армянок, а также зданиях армянских архитекторов в последующих материалах.

Арсен Алексанян