Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Камилла Эдвардс, любимая жена Александра Таманяна

Армянский музей Москвы продолжает публиковать цикл очерков памяти наследия Александра Таманяна. Также мы предлагаем вашему вниманию фильм «Главная тайна Еревана» (2009, 45 мин., автор сценария и режиссер — Тигран Хзмалян), получивший «Золотой диплом» Союза архитекторов России 2009 года за лучший фильм об архитектуре. 

Две Камиллы. Бабушка и мать Камиллы Матвеевны Таманян (Эдвардс). Камилла Альбертовна Бенуа со своей старшей дочерью, 1875

В своих воспоминаниях «Памяти несравненного Таманяна» Аветик Исаакян писал: «Супруги Таманян — жена архитектора происходила из известной в истории русского искусства семьи — славились широким гостеприимством. Они превратили свой дом в самое привлекательное в Ереване место встреч и бесед. Гости обычно уходили с чувством глубокого удовлетворения и с нетерпением ждали следующего такого вечера. Какие незабываемые мгновения, какие сладостные воспоминания!».

Звали жену Александра Таманяна — Камилла Эдвардс. Известный род, из которого она происходила и который дал русской культуре имена прославленных художников, — род Бенуа.

Камилла Матвеевна Эдвардс родилась в семье британца Мэтью (Матвея Яковлевича) Эдвардса, поступившего на российскую императорскую службу, и Камиллы Николаевны Бенуа, чей отец — Николай Леонтьевич Бенуа — был главным архитектором Петергофа и действительным статским советником.

Лансере Евгений Евгеньевич. «Императрица Елизавета Петровна в Царском селе» (эскиз), 1904

Его сыновья — Альберт и Александр — стали художниками. Альберт Бенуа (1852–1936) — академик и преподаватель акварельной живописи в Академии Художеств. Александр Бенуа (1870–1960) — историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства».

Александр Николаевич в своей книге «Жизнь художника. Воспоминания» рассказывает о своей семье: «Всего у моих родителей было девять детей. Все мы вышли очень разные, но и с некоторыми общими фамильными чертами. Если говорить о расовых особенностях, то одни из нас более отчетливо выдавали свою итальянскую породу, другие — французскую. Характерно немецкого, что могло быть унаследовано от бабушки Бенуа, пожалуй, ни в ком из нас не найти. Переходя к отдельным членам нашей семьи, я начну по старшинству — с моей сестры Камиллы Николаевны, которой, как я упомянул, был 21 год, когда я родился, и которая в 1875 году покинула родительский дом, выйдя замуж за Матвея Яковлевича Эдвардса.

Мэтью Эдвардс — громадного роста, типичнейший бритт, появившийся на нашем горизонте в 1874 году в качестве преподавателя английского языка. Он сразу влюбился в свою ученицу и нашел с ее стороны полный ответ. Ближе сердцу Мэтью были „дела“ — все равно какие, в какой области, лишь бы это были дела честные, но и доходные, сулившие быстрые, блестящие прибыли».

Владимир Щуко, Василий Соколов, Александр Таманян и Николай Лансере

Камилла Матвеевна Эдвардс родилась в 1885 году. В семье была такая традиция — одну из девочек в каждом поколении непременно называли Камиллой. Так и в этом случае: девочку назвали в честь матери Камиллы Николаевны.

Александр Таманян встретил свою будущую супругу благодаря братьям Бенуа и ее кузенам братьям Лансере — Николаю и Евгению, тоже известным художникам.

В 1898 году Александр Таманян поступает на архитектурное отделение Высшего художественного училища при Академии художеств и становится воспитанником одного из лучших учебных заведений Петербурга того времени. Его друзьями были Николай и Евгений Лансере, Владимир Щуко и братья Бенуа.

Николай Лансере (1879–1942) и Евгений Лансере (1875–1946) — сыновья другой дочери Николая Леонтьевича Бенуа, Екатерины Николаевны, которая вышла замуж за известного скульптора Евгения Александровича Лансере. Все в тех же воспоминаниях Александр Бенуа пишет: «Вторая моя сестра — Екатерина, по-семейному Катя или Катишь, была всего на год моложе Камиши, но казалась гораздо моложе своей несколько старообразной сестры. Катишь вышла замуж по любви за несколько месяцев до замужества Камиши, вышла за молодого, талантливейшего и вскоре ставшего знаменитым скульптора Евгения Александровича Лансере. Младшая из дочерей Кати — Зина — оказалась обладательницей совершенно исключительного дара». Зина — это известная художница Зинаида Серебрякова (1884–1967), в девичестве — Лансере.

Одной из первых работ Александра Таманяна, будущего градостроителя Еревана, принесших ему большое признание, была реставрация Армянской церкви на Невском проспекте в Санкт-Петербурге (1904–1906). Именно в этой церкви в 1908 году он венчался с Камиллой Эдвардс.

Их семью объединяла большая любовь, что и помогло им пройти через множество трудностей.

Революция. Временное правительство. В мае 1918 года была провозглашена Первая Республика Армения. В 1919 году Таманян уезжает в Армению. В ноябре 1920 года власть в Республике переходит к большевикам. В 1921 году — восстание дашнаков. Отход в Зангезур, где оборонялись отряды Гарегина Нжде. Свидетелями всего этого хаоса стала семья Таманяна — его жена и дети: дочь Маруся, сын Геворг и дочь Варвара. Вскоре последовал исход в Иран, в Тебриз.

Вскоре семью поразило страшное несчастье — умерла их дочь Маруся. Спустя время судьба дарит им еще одного ребенка — сына Юлия.

В 1923 году Советская власть приглашает Таманяна вернуться на родину, строить новый Ереван, «город-сад».

Камилла Матвеевна благородно переносила все тяготы и лишения, выпавшие на долю ее семьи. А до всего этого — европейская роскошь и великолепия Петербурга.

В 1934 году снова смерть ребенка. Умирает их младшая дочь.

Александра Таманяна не стало в 1936 году. Он обрел покой рядом со своими дочерьми. Камилла Матвеевна исполнила его последнюю волю. Она пережила своего мужа на три десятилетия, умерла в 1965 году. В окружении сыновей, внуков и правнуков.

Сыновья Александра и Камиллы, Георгий (Геворг) и Юлий, пошли по стопам своего отца — стали архитекторами.