Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Несчастная история любви мецената и нефтемагната Николая Тарасова

В творчестве многих поэтов особое место занимает любовная лирика. Пушкин, Лермонтов, Есенин, Байрон, Гейне, По. Вся эпоха романтизма в литературе проникнута образами любви.

Это было давно, это было давно,
        В королевстве приморской земли:
Там жила и цвела та, что звалась всегда,
        Называлася Аннабель-Ли,
Я любил, был любим, мы любили вдвоем,
        Только этим мы жить и могли.

Эдгар Аллан По. «Аннабель Ли»

Любви даже посвящались целые трактаты. Вспомним книгу французского писателя, автора романа «Красное и черное» Стендаля «О Любви», где он подвергает это чувство подробному исследованию: «Любовь подобна лихорадке, она родится и гаснет без малейшего участия воли». О возможной разрушительности любви рассказывает Гёте в сентиментальном романе «Страдания юного Вертера» (1774). Вертер влюбляется в девушку, но любовь оборачивается для него страданием: у нее уже есть жених, ожидается свадьба. В своих письмах, адресованных другу, Вертер делится своими переживаниями. Несчастная любовь приводит его к самоубийству.

Самоубийством закончилась и история любви Николая Лазаревича Тарасова, российского мецената и нефтепромышленника-миллионера. Он родился в 1882 году в армянской купеческой семье Торосян, происходившей из Армавира. Николай получил состояние в наследство от отца и имел доходы от капиталов во многих акционерных обществах. Николай, увлекавшийся живописью и поэзией, был одним из основателей первого московского кабаре «Летучая мышь», а также оказывал значительную финансовую помощь Московскому Художественному театру. В 1906 году, едва вступив в наследство, он одолжил деньги Владимиру Немировичу-Данченко, когда труппа театра попала в трудное положение во время гастролей в Германии. Тарасов стал пайщиком, членом дирекции МХТ и покровителем многих актрис.

Николай Тарасов. Фото: wikipedia.org

Театровед Николай Эфрос в книге «Театр „Летучая мышь“ Н.Ф. Балиева» (1918) писал о Тарасове: «Казалось, судьба была на редкость милостива и щедра к нему, дала ему очень многое. И громадные средства, и большую даровитость, и тонкий вкус, и счастливую внешность. Как будто были для него открыты самые широкие житейские возможности. Как будто был он баловнем жизни. И многим, знавшим его только поверхностно, он казался именно таким, этот изящный юноша с бархатными глазами на красивом матовом лице. Но феи, стоявшие у его колыбели, позабыли туда положить один подарок — способность радоваться жизни… Тарасов носил в себе жажду этой радости — и никогда не мог ее утолить. Он понимал эту радость и не мог ее испытать… Первый среди гостей, всегда на том же месте, с цветком в петлице похожий на героя из уайльдовского романа. Его тонкими вкусами, его чувством художественного такта умерялись ошибочные увлечения других, удерживались на пути благородства и тонкой изысканности».

Жизнь Николая Тарасова оказалась недолгой. Ему было всего лишь 28 лет, когда его не стало. Причиной всему — любовь…

Его бывшая любовница, актриса Ольга Грибова, жена магната Николая Грибова, попросила у Николая Тарасова денег для своего любовника. Им был юнкер Николай Журавлёв, содиректор Барановской мануфактуры, который сильно проигрался в карты. Тарасов ей отказал. Юнкер застрелился.

Ольга Грибова. Фото: wikipedia.org

На следующий день Ольга Грибова тоже стрелялась, правда, неудачно. Она умерла в больнице. На третий день Тарасов узнал об этом из газет и тоже застрелился. Утром слуга нашел тело и… гроб. Подруга Ольги Грибовой якобы заказала гроб и венок на адрес Тарасова, когда он еще не знал о смерти своей бывшей любовницы.

Насыщенная и яркая жизнь Николая Тарасова оборвалась слишком рано из-за несчастной любви. Подобно истории героя романа Гёте «Страдания юного Вертера».


«Один из соседей увидел вспышку пороха и услышал звук выстрела; но все стихло, и он успокоился.

В шесть часов поутру входит слуга со свечой. Он видит своего барина на полу, видит пистолет и кровь. Он зовет, трогает его; ответа нет, раздается только хрипение. Он бежит за лекарем, за Альбертом».

Гёте. «Страдания юного Вертера»


В день смерти Тарасова в МХТ отменили спектакль. Похоронили его на Армянском кладбище в Москве. 

Самое «известное» захоронение Армянского кладбища принадлежит именно Тарасову. В 1911–1912 годах скульптор эпохи модерна Н.А. Андреев изготовил надгробие для могилы Тарасова, воспроизводящее сцену его самоубийства.

Н.А. Андреев. Модель статуи Н.Л. Тарасова для его надгробия. Около 1911. Гипс. Не сохранилась. Фото: sculpture.artyx.ru

Надгробие Тарасова считается лучшим из всех кладбищенских мемориалов, созданных Николаем Андреевым. Скульптура была полностью утрачена, кроме головы Тарасова, хранившейся в Музее МХАТ. В 1991 году на могиле была установлена копия андреевской скульптуры работы Ю.Г. Орехова и С.Г. Мальяна. Сейчас надгробие охраняется государством как памятник истории и культуры. Памятник упоминается в книге «Русская монументальная скульптура» как уникальный и не имеющий аналогов среди русских надгробий.

Скульптурная композиция представляет собой бронзовую фигуру, лежащую на постаменте, смертном ложе, которое поддерживают плакальщицы. Лицо Тарасова отливали по посмертной маске. Памятник окружен высокой кованой оградой, которую изготовили по рисункам Андреева в Венеции.