Художник-акционист Рубен Малаян: новейший армянский нонконформизм
Специальным гостем выставочного проекта "Я ищу. Я вижу. Я здесь", который будет работать в Музее Моды в Гостином дворе до 12 мая, стал Рубен Малаян. Закончил художественное училище им. Терлемезяна (живопись) и Государственный институт изобразительных искусств (графика) в Ереване. Художник, фотограф, арт-директор, каллиграф, преподаватель моушн-дизайна, типографики и пост-продакшн в Центре креативных технологий (TUMO) в Ереване. 29 апреля Рубен проведет лекцию и воркшоп на тему «Армянская Каллиграфия», где каждый приглашенный может поэкспериментировать в области армянской каллиграфии.
Вчера Рубен Малаян рассказал о своих проектах, связанных с изготовлением и распространением плакатов о Геноциде армян в Османской империи. Более 10 лет в качестве арт-директора и редактора визуальных эффектов Рубен сотрудничал с телевидением и кинопроизводством в Армении, Израиле, Нидерландах, Канаде, Индии. Более 15 лет занимается графическим дизайном в областях каллиграфии и типографики. Рубен Малаян является организатором в 2001 году в Амстердаме Международного конкурса графического дизайна «Геноцид армян в современной графике и искусстве плаката». Конкурс получил большой резонанс в мире и признание авторитетных критиков.
В Голландии всё началось с того, что Рубен жил в квартале, где его окружали турки. Здесь был даже турецкий культурный центр. Армянская община Амстердама, ассимилированная еще во времена конкуренции армянских и еврейских купцов, сегодня насчитывает нескольких тысяч человек. Когда Рубен понял, что он не может даже прибить к двери табличку с указанием своего имени, он стал думать о том, как рассказать горожанам о катастрофе его народа.
Рубен, кстати, считает, что распространение информации в виртуальности и в частности в социальных сетях не так попадает в сознание и эмоции человека так, если увидеть плакат о Геноциде в спокойном, "спящем" европейском городе, где-нибудь на афишной тумбе или кафе. Представители армянской общины Амстердама не включились в процесс тиражирования плакатов, созданных дизайнером. Тогда он нашел единомышленников в Америке.
Однажды 24 апреля жители Амстердама увидели плакаты о геноциде армян, при который они ничего не знали, расклеенные на заборах, где шло строительство новостроек, рядом с другими, приглашающими на разного рода пати, и даже на стенах домов в центре города. Плакаты были напечатаны на английском и турецком языке, они были развешаны даже на турецком культурном центре!
За час турки сорвали плакаты, которые были на турецком, но почему-то не тронули те, что Рубен печатал на английском языке. Видимо, они не сопоставили эти месседжи.
В декабре 2004 года Нидерланды признали Геноцид армян. Важным основанием для этого стал призыв Европарламента к Еврокомиссии. Но здесь была и заслуга Рубена Малаяна.
Сегодня художник, каллиграфист, дизайнер считает, что Армении дан последний шанс. " Если мы сегодня не сможем освободить наше национальное мышление от конформизма, инерции, от различного рода приспособленчества и соглашательств, мы погибнем, не смотря на то, что армянский ген очень сильный".
Он считает, что пришла пора становится во многом на пути дидактики, как делал это в свое время Ованес Туманян или Владимир Маяковский. У молодого поколения сбит прицел, оно не знает, где белое, а где черное. Он говорит, что люди, которые могут помочь молодым художникам, творцам, должны использовать каждую возможность, чтобы честно и открыто говорить о своей позиции. Сам Рубен, однажды приглашенный на градостроительный совет, сказал, что Ереван сегодня похож на обесчещенную женщину, в которую продолжают все плевать.
На заглавном фото - один из плакатов Рубена, точнее, его основная часть. Этот мальчик принадлежит к семье человека, главного героя книги Франца Верфеля "Сорок дней Муса-Дага". В его глазах - нет страха.
Валерия Олюнина
фото автора