Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Шейх Файез эль-Гусейн о Геноциде. Армянские женщины

 

Свидетельство арабского бедуина Файеза эль-Гусейна, впервые опубликованное на русском языке в 2007 году, имеет сложную историю.

Это рассказ об избиениях армян Османской империи и о страданиях , перенесенных ими во время депортации 1915-1916 годов, осуществленной правительством младотурок. Эти события, ответственность за которые лежит на печально известном младотурецком триумвирате (Талаате, Энвере и Джемале), являются страшной кульминацией длительного процесса геноцида армян, который начался уже при султане Абдул-Гамиде II и был завершен отцом «Новой Турции» - Мустафой Кемалем Ататюрком.

Повествование написано бедуином из племени Сулут с сирийского плоскогорья Гаурана, юрист и должностное лицо Османской империи, глубоко верующий мусульманин. Файез-эль-Гусейн в течение трех лет был каймакамом (т.е. супрефектом) в вилайере Мамурет-ул-Азиз, после чего сделал карьеру адвоката в Дамаске.

Очевидец геноцида армян во время Первой мировой войны в Османской империи, Файез эль-Гусейн записал свои воспоминания в 1916 году, когда еще свежи были в памяти подробности увиденной им трагедии.

Как гуманист он считал своим гражданским долгом свидетельствовать для истории. Но прежде всего он как глубоко верующий мусульманин хотел защитить «исламскую веру от возможных обвинений в фанатизме со стороны европейцев» и показать, что ответственность за содеянные преступления несет атеистическое правительство младотурок.

Публикация содержит обширное введение Дж.Гуайты, а также его исследование историчности труда Файеза эль-Гусейна. Кроме того, она снабжена большим научно-историческим аппаратом, помогающим читателю в более глубоком восприятии текста эль-Гусейна. В книге приводятся многочисленные фотографии.

Предлагаемая книга представляет большой интерес для тех, кто изучает историю Ближнего Востока и, в частности, Армении в период Первой мировой войны.

В книге использованы фотографии из частной коллекции Дж.Гуайты, из архивов А.Вегнера, П.Кучукяна, В.Демирджан, а также из www.imprescriptible.fr и www.genocide.ru

С жизнеописанием Файеза, составленного со слов его сына Кусея, читатель может ознакомиться во второй части книги.

В 1915 году  он был арестован за независимость арабов и приговорен к ссылке в Эрзерум. По пути к месту ссылки его задержали в Диарбекире, где он не раз слышал рассказы и видел сам, как обращаются с армянами турецкие власти. Сумев выйти из-под надзора турок, он после многих заключений добрался до Басры (ныне в Ираке), в то время находившейся под британским контролем, откуда был отправлен англичанами в Бомбей. Здесь он записал все, что знал о физическом уничтожении армян, и закончил свои записи уже в сентябре 1916 года.

 

Эти факты – прежде всего сцены, увиденные им воотчию во время долгого (по большей части пешего) путешествия из Дамаска в Диарбекир, проделанного под конвоем турецких солдат через Хаму, Алеппо, Сер-Араб-Пунари, Серуж, Урфу, Кара-Джурн, Севрек.

Во время переезда из сирийской Хамы он видел многих армян, мужчин и женщин, сидящих под небольшими навесами, которые они соорудили из женских накидок, одеял и других материалов. Они находились в жалком состоянии. Многие из них, по описанию Файеза, многие из них привыкли сидеть в удобных креслах-качалках, среди роскошной мебели в домах, построенных в прекрасном стиле. Этот фрагмент  перекликается с письмом немецкого писателя Армина Вегнера президенту США.

Файез говорил с этими людьми по-турецки. Они рассказали ему, что жандармы заводили их в такие места, где не было воды, и не говорили, как найти воду, пока не получали за это деньги. Некоторые женщины были беременны, рожали в дороге и оставляли новорожденных в необитаемой пустыне. Кто-то из них бросал детей от отчаяния или потому, что из-за болезни и слабости не мог их нести. Они оставляли младенцев на земле. Некоторые женщины не смогли так поступить, из любви к детям они не расстались с ними и погибли в пустыне.

Женщины рассказали Файезу эль-Гусейну, что некоторые из них не привыкли и по часу ходить пешком, поскольку выросли в роскоши, у них были прислужники и служанки. Они попали в руки к курдам, которые не умеют даже выражать свои мысли и жив4ут высоко в горах, в густых лесах, как хищные звери. Их честь была поругана, и они погибли от жестокого насилия; многие из них предпочли наложить на себя руки.

В одном из фрагментов, посвященных армянским женщинам, свидетель говорит: «Такому позору и такой дикости нет прощения. У Аллаха даже звери так не делают и презирают такие поступки».

Файез эль-Гусейн говорит: «Армянских женщин депортировали стадами, как жирафов, под надзором жандармов. Каждый раз, когда они проходили через какую-нибудь деревню, местные жители выбирали из них тех, кого хотели, уводя их с собой и отдавая жандармам небольшую сумму денег. В одном населенном пункте пожилой курд выбрал девушку, которой не было еще и 16 лет. Она не желала с ним иметь ничего общего, но сказала, что готова принять ислам и выйти замуж за молодого человека своего возраста. На это курды не согласились и заставили ее выбирать между стариком и смертью. Она все равно отказалась и была убита на месте.

 К увиденному собственными глазами Файез добавляет то, что ему рассказывали в Диарбекире товарищи по заключению – выжившие армяне, друзья из числа арабов и турок, государственные служащие и даже некоторые руководители местных отделений партии «Единение и прогресс» - организаторы и исполнители геноцида. Как профессиональный юрист, Файез понимает, что следует быть крайне точным в оценке и передаче информации: он приводит лишь достоверные рассказы «высоких должностных лиц, офицеров и именитых граждан» из областей, прилегающих к Диарбекиру.