Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

"Ара Арутюнян: солнце в камне" - выставка в музее современной истории России

Выставка скульптурных и графических работ народного художника Армянской ССР Ара Арутюняна «Солнце в камне» проходит в рамках Дней культуры Армении в России (к 25-летию установления дипломатических отношений между Республикой Армения и Российской Федерацией).

Масштаб творческого наследия выдающегося скульптора-монументалиста, графика Ара Арутюняна (1928–1999) трудно переоценить. Многообразие жанров, композиций, пластических образов характеризует творчество Мастера. 

Народный художник Армянской ССР, член Академии художеств СССР и РФ, профессор, он является автором более 40 памятников, монументов и скульптурно-архитектурных ансамблей в различных странах мира – Армении, России, Франции, Италии, на Филиппинах и др. (в том числе грандиозного монумента «Мать-Армения», ставшего символом страны), а также станковой скульптуры, декоративных рельефов и виртуозно выполненных графических рисунков.

На выставке впервые показаны уникальные произведения мастера, специально отобранные из фондов Государственной Третьяковской галереи; среди них большой интерес представляет скульптурный портрет Народного артиста СССР Фрунзика Мкртчяна. Кроме того, в экспозицию вошли более 60 скульптурных и графических произведений из собрания семьи художника и частных коллекций, а также архивный материал и личные предметы Арутюняна. Особое внимание уделено его монументальному наследию. 

Сегодня произведения Арутюняна находятся в крупнейших музеях и культурных учреждениях Армении и России (Национальная галерея Армении, Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей искусства народов Востока, Международная конфедерация Союзов художников), а также в галереях и частных коллекциях Италии, Франции, Германии, США, России, Армении и других стран.

 

Лет семь ему было, когда где-то в Ереване Ара нашел кусок туфа. С помощью подручных орудий вытесал женскую голову.

Именно туф стал для армян жизнеутверждающей субстанцией. Его долговечность, прочность, легкость в обработке, большое сопротивление к выветриванию. Не эти ли качества кажутся родовыми признаками армянина?

Прошло целых сорок лет напряженного труда, когда в 1967 году в Ереване, в парке Победы, был установлен его монумент «Мать-Армения» высотой 22 метра, из меди, чеканки и туфа. 

В свои 26 лет, после окончания Ереванского театрально-художественного института, который в будущем прославленный варпет окончил с отличием, он изваял в бронзе Комитаса, впоследствии установленного на могиле композитора. Среди ранних работ — памятник Виссариону Белинскому, портреты старика и девушки, надгробие художнику Егише Тадевосяну.

Михаил Врубель. Богоматерь с младенцем. Фрагмент. 

Помнил ли он, когда искал в своих работах пластичную, выразительную простоту, голову той женщины, которую создал мальчишкой? Или иконописные образы врубелевских мадонн, которые видел в детстве? Кто знает… Примечательно, что сам Михаил Врубель, после встречи с Валентином Серовым, позабыл свой декоративный дендизм, и выбрал путь аскезы.

Путь скульптора почти всегда аскетичен, незашумлен человеческим потоком, словами, поступками. В мироздании скульптор словно пропускает через свои руки поток истории и первоматерии. Сам Ара Арменович говорил, что главный источник его творчества — это фантазия. Это мир образов, символов, ассоциаций, связанных с природой.

В обращении к природе лежит постижение художником формы…

Ара Арутюнян. Армения-Мать.

О своем выдающемся  дедушке говорит искусствовед Лиана Ахинова: «Первый свой живой урок он мне дал, когда я была ещё совсем маленькой. Всегда в Ереване мы сидели днем в жару в его комнате и вдвоём рисовали. Время так пролетало за нашими беседами и рисованием, что мы совершенно не замечали и не томились от жары. Я помню, как смотрела на то, как он рисует, и повторяла. Взглянув на свой рисунок, я ужасно расстроилась, что у меня не получается. Он спросил: "Что не так?" Я призналась, что повторяю за ним, а у меня не выходит! Он ответил: "А ты за мной не повторяй, ты рисуй то, что ты хочешь, и как ты сама хочешь"».

Внучку скульптора поражает то, что спустя столько лет, как его нет с нами (Ара Арутюнян ушел из жизни в 1999 году), он продолжает с ней общаться.

«Он оставил мне столько подсказок, за разгадками которых я езжу по всему свету. Эти подсказки-уроки они во всем, что осталось после него. В монографии о нем, он перечислил тех скульпторов, которыми восхищается и я изучила их творчество и поняла его собственные произведения. Он оставил музыкальные пластинки, я их послушала и поняла, как и какая музыка на него повлияла. Каждая книга из его библиотеки — это знак о том, какое искусство вечно и необходимо познать. Остались фото тех мест, где он бывал, например, музей Эмиля Бурделя в Париже (в 1976 году) и я сходила туда, и я поняла, что он там нашёл! В какую атмосферу погрузился!

Он оставил зарисовки, сделанные в музеях Италии, и я пошла в эти музеи и увидела, то, чем впечатлился он. И снова обрела знания и понимание Искусства! Он расставил монументы по всему свету, благодаря которым я путешествую, открываю для себя мир! Один раз я даже в море искупалась благодаря тому, что он поставил памятник Дружбе Еревана и города на берегу средиземного моря Каррары! И самое важное, он подарил нам свои монументы и графику, он заново рассказал нам историю и искусство Армении через Мать-Армению, мы заново обрели музыку Комитаса и Саят-Новы благодаря его памятникам, мы не забываем о Сардарапатской битве, мы гордимся, что Ереван — старейшая столица мира, благодаря его Музею Эребуни. Мы знакомимся с самой Арменией, благодаря тому, что его произведения стоят от Степанакерта до Гориса! В каждом его рисунке и в каждом его решении есть поучительный для меня смысл. Ара Арутюнян вечен, потому что вечна его мысль, заключённая в монументах…»