Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

«Денег нет, но вы держитесь»: Карен Карапетян и электорат

Все мы начали привыкать к тому, что Карен Карапетян — это надежда, новый взгляд, ожидание перемен, спасение, локомотив в дивный новый мир… Смущает только будущность всех тех преобразований, которые начинают греть уже сегодня, во время предвыборной гонки. Инвестиционный клуб, реструктуризация экономики, усиление ЕАЭС, работа с европейскими партнерами, Грузия, Иран, бесконечные обещания пленят и кружат голову.

Иммунитет от этих иллюзий — ежедневная борьба за выживание. В ходе очередной поездки премьер-министра, на этот раз по Ширакской области, что-то пошло не так. По протоколу говорили только проверенные люди. В селе Амасия женщине пришлось кричать, чтобы получить внимание г-на Карапетяна.

Сначала она спросила отчаянным голосом, зачем нужны эти его поездки, если охрана не допускает и не позволяет ей задать вопросы будущему избраннику. Поздоровалась. Задала прямой вопрос: «Как вы?», обращаясь скорее к рассудку человека, а не к его делам. На ответ премьера «хорошо», ответила, что вот мы — совсем не хорошо. Для устройства на работу нужны родственники, знакомства и деньги, лечение доступно только в другом городе, дорога до которого неподъемна из-за нищенской пенсии.

Джемма, жительница села, вопрошает, можно ли получить чиновничий пост и не устраивать своих родных и близких, дать людям вздохнуть, жить и работать. Почему неугодного соседа посадили под вымышленным предлогом? Что за беспредел силовиков?

Получив очередные обещания Карапетяна о новых больницах, расследовании коррупции, женщина сказала, не веря: «А теперь уже можешь идти…», понимая, что ничего не изменить, но что она могла сделать, то сделала.

Кажется, инцидент из разряда рядовых, что уж тут. Однако не все так просто. Нобелевский лауреат по экономике Дуглас Норт описывает в книге «Насилие и социальные порядки» базовые пороговые условия преобразования естественных государств (в их числе Армения) в открытые (по примеру развитых стран).  Первое условие — верховенство права для элит. Второе — обезличенность общественных и частных организаций, включая само государство.

Нам нужен закон, который будет един для всех абсолютно. И на базе этого нам необходима обезличенность институтов. Не Карапетян, а эффективное правительство, не Саакян, а легитимное Национальное собрание, не плеяда олигархов, а рыночная экономика.

Элиты, уверенные в верховенстве закона, должны преобразовать свои уникальные и личные привилегии в безличные права, которые станут доступны всем в равной степени. Да, придется поработать, но, когда элиты создают большой открытый экономический доступ к политическим и экономическим организациям для самих себя, у них возникают стимулы расширить доступ в пограничных областях и для не принадлежащего к элите населения.

Исторически этот переход длится около 50-ти лет. Великобритания, Франция и США прошли этот этап в конце XVIII века, в XX веке за тот же период произошли изменения в Южной Корее и Тайвани. Испания справилась немного быстрее — со смерти в 1975 году диктатора Франсиско Франко понадобилось тридцать лет, однако им предшествовали несколько веков, в течение которых страны развивали институты, убеждения и организации, которые могли бы обеспечить этот переход.

Женщина права и видит корневые проблемы. Пока команда олигархов у власти, как не меняй конфигурации, ничего не изменится. Армения — небольшая страна, и мы могли бы пройти этот путь быстрее и стать примером для всего мира. Нужно только начать…

 

Наири Закарян