«Давид» Кочара
Скульптура была признана одной из лучших в СССР: ее изображения с гордостью показывали иностранцам как достижение советского искусства.
Нужно отметить, что сам Кочар предпочитал работать с абстрактными формами, искать новые решения по цвету и фактуре. Но за «Давида» взялся. Большинство скульпторов отказались принимать участие в конкурсе — требования по срокам были слишком маленькие. Это был государственный конкурс 1939 года, когда вся Армения праздновала тысячелетие эпоса. Ерванд Кочар справился с задачей за 18 дней — невероятно короткий срок для такой серьезной работы. Так на площади перед вокзалом появился гипсовый Давид Сасунский на деревянном постаменте.
Но простоял монумент ровно два года. Ерванд Кочар был арестован и посажен в тюрьму, а статуя полностью уничтожена. Это звучит смешно и страшно, но Кочар попал в немилость по обвинению во враждебном отношении к дружественной Советскому Союзу... Турции. После длительных ходатайств высокопоставленных друзей мастера наконец выпустили. Он пробыл в заключении два года.
Утрата скульптуры была весомой потерей для всего армянского искусства. Но Давид будто восстал из пепла, он вернулся на прежнее место ровно через два года. Прошла целая жизнь. Между Давидом первым, гипсовым, стоявшим на деревянном постаменте, и Давидом новым стояли Великая Отечественная Война, репрессии, смерть Сталина, да что там — целая жизнь, мальчики и девочки, родившиеся в 1939 году, уже были взрослыми людьми, вступающими в жизнь. Новый Давид не из гипса, а из кованной меди, не на деревянном постаменте, а на куске базальтовой скалы — его уничтожили, а он не просто вернулся, а стал сильнее и крепче. Совсем как армянский народ, переживший Геноцид.
@НаринЭ