Неизвестный рисунок Ивана Айвазовского из «любопытного» альбома
Армянский музей Москвы предлагает вашему вниманию фрагменты статьи искусствоведа Валентины Науменко «И.К. Айвазовский. Рисунок в альбом», опубликованной в журнале «Третьяковская галерея» (№2/2011)
Григорий Петрович Данилевский — русский писатель, публицист, переводчик, автор художественных произведений, в том числе романов из истории России XVIII—XIX веков, при жизни писателя снискавших признание в России и за рубежом.
Искусствовед пишет о том, что однажды один рисунок Айвазовского был обнаружен в альбоме, который хранится в Отделе рукописей Российской Национальной Библиотеки.
Альбом – обложка из зеленого бархата, виньетка с золотыми цветами –принадлежал Григорию Данилевскому. С 1853 по 1873 год (по другим данным, с 1854 по 1890-ый) в нем скопилось целое собрание автографов: стихотворения, письма, афоризмы, нотные записи, рисунки русских писателей, журналистов, художников, композиторов и ученых.
В Альбоме Данилевского есть малороссийские рисунки самого хозяина альбома с его же пометами чернилами и карандашами. Там же и были обнаружены неизвестные рисунки И.К. Айвазовского и графа Ф.П. Толстого с автографами. Библиограф и историк русской литературы Г.Н. Геннади справедливо считал это Альбом «любопытным».
Всего за несколько дней до того, как Айвазовский внесет своей итальянский пейзаж в альбом Данилевского, а именно 18 ноября 1855 года в нем появится запись актера, переводчика, драматурга, поэта и педагога Петра Андреевича Каратыгина:
В Альбоме Вашем смесь идей, умов, наречий;
И проза, и стихи…Чего в нем не сыскать?
Накануне 24 ноября 1855 года, т.е даты, обозначенной в правом углу рисунка рукой Айвазовского, встретились жаждущие обсудить крымские события Тютчев и Лев Толстой. А на следующий день Айвазовский, вероятно, встретившийся с Данилевским в писательском сообществе, по его просьбе исполнил рисунок в альбоме.
Как известно, сюжеты приходили к нему внезапно. В этот раз художник вспомнил и нарисовал пером пейзаж с заливом Вико. Знаток жизни и творчества великого мастера Н.С. Барсамов не раз отмечал, что Айвазовский «виртуозно рисовал пером-тушью». Можно сравнить этот рисунок с его картинами 1855 года «Вико близ Неаполя в лунную ночь» и «Итальянский пейзаж». На этих картинах на первом плане –прибрежная часть, откуда замечательно виден морской залив.
В том, что это рука Айвазовского, не сомневаются увидевшие рисунок Лидия Торстенсен, научный сотрудник отдела графики XVIII- начала XX века Третьяковской галереи, Галина Чурак, историк искусства, заведующая отделом живописи второй половины XIX –начала XX века галереи и заслуженный работник культуры РФ Александр Козинин.
Валерия Олюнина