Корюн Нагапетян: «Двоих богов мы подарили России, и у нас остался один бог — Аст — звезда»
Удивительно, что вчера возвращаясь с выставки Игоря Снегура «Бесконечное путешествие», которая сейчас проходит в залах Российской Академии художеств на Пречистенке, идейного вдохновителя, одного из организаторов легендарной группы «20 московских художников», я уже дома снова стала перечитывать «Арт-панораму» — каталог, который Игорь Григорьевич издавал в 1990-е годы. Ряд заметок и интервью посвящен движению нонконформистов, больше всего прославившихся по выставкам на Малой Грузинской, 28, ежегодно проходивших в 1978–1988 годах, и Бульдозерной выставке.
Одно интервью особенно привлекло мое внимание: с коллекционером Леонидом Талочкиным. В нем он вспоминает о выставках авангардистов в Беляеве, на Профсоюзной улице, 100. А также самом значительном событии по силе противостояния художников и государственной администрации на ВДНХ в сентябре 1975 года. Здесь речь идет об армянском художнике Корюне Нагапетяне, который участвовал в переговорах с начальством. Когда началось «великое противостояние»: в помещении, где шла развеска, было включено отопление, хотя на улице стояла жара, в дни работы выставки для художников закрыли все туалеты, когда они пришли на открытие, обнаружили, что 42 работы исчезли. Оказалось, что ночью члены комиссии Главного управления культуры Моссовета при свете фар пожарных машин проникли к помещению, изъяли не понравившиеся им работы. Художники, возмущенные таким произволом, в знак протеста стали снимать свои работы. Все было оцеплено милицией. На ржавом мусорном бачке, превратившемся в трибуну, художники стали митинговать.
Так кто же этот художник, Корюн Нагапетян, которого мы вспоминаем сегодня, в его день рождения?
Корюн Григорьевич Нагапетян (16 марта 1926, село Хацик, Гюмрийского района, Армения — 25 июля 1999, Москва) — живописец, график, шрифтовик, иллюстратор книг и журналов, художник-конструктор, социолог, философ, публицист и общественный деятель.
Член Международной Федерации Художников ЮНЕСКО, член Творческого Союза Художников России. Его работы находятся в музеях, галереях и частных коллекциях многих стран мира.
Его широкая известность в Москве началась с первой попытки публичного показа авангардных работ художника, которая происходила 15 сентября 1974 года в Беляево. Эта выставка, впоследствии названная «Бульдозерной выставкой», после разогнанной Хрущевым выставки в Манеже в 1962 году, стала наиболее заметным событием в художественной жизни Москвы.
Нагапетян родился в семье крестьянки и рабочего железнодорожника в селе Хацик под Ленинаканом. Работал в колхозе трактористом. После переезда в Москву в 1950 году прошел трудовой путь от простого рабочего до мастера цеха на заводе им. Лихачева, но увлечение живописью не оставлял.
Ещё в Армении Нагапетян закончил Ленинаканскую художественную школу им. С.Д. Меркурова, а после переезда в Москву получил специальность художника-конструктора в Московском художественно-промышленном институте им. С.Г. Строганова, обучался в аспирантуре при ВНИИТЭ, параллельно получил второе высшее образование по специальности «Социология и философия».
Уникальность художника заключается в том, что, имея монокулярный тип зрения (в юности производственная травма лишила будущего живописца важного рабочего инструмента — одного глаза), он смог получить высшее образование и стать профессиональным художником.
Свою творческую деятельность художник начал в 1952 году на Павелецком вокзале в Павильоне-музее «Траурный поезд В.И. Ленина», где проводил реставрацию исторического экспоната. В 60-х годах во ВНИИТОРГМАШе на ВДНХ СССР под руководством С.А. Лучишкина принимал участие в оформлении многих советских и зарубежных выставок.
Нагапетян лично и в содружестве с инженерами машиностроителями разработал ряд художественно-конструкторских проектов отдельных машин и комплексов оборудования для отрасли торговли и общественного питания.
Нагапетян — автор более 30-ти изобретений и патентов в области промышленного дизайна.
В 1970 году Нагапетян был приглашен на работу в качестве художника-конструктора на Ереванский завод «Наири» для художественного оформления мужских и женских наручных золотых часов. Параллельно преподавал техническую эстетику в Ереванском художественном институте, а после возвращения в Москву в 1971 году продолжил трудовую деятельность во ВНИИТОРГМАШе, недолго занимался преподавательской деятельностью в Московском институте народного хозяйства им. Г.В. Плеханова. С 1976 года основное место работы художника — Московский объединенный комитет профсоюза художников-графиков.
В некоторых источниках ошибочно указано, что Корюн Нагапетян создал и являлся бессменным руководителем «20-ки московских художников». К сожалению, эта амбициозная ошибка была запущена благодаря самому Корюну. Всем хорошо известны его заслуги в организации выставок, защите художников от произвола, но идеологом и духовным руководителем «московской 20-ки» он не являлся.
Творческая дружба с Игорем Григорьевичем Снегуром, гуру московского художественного авангарда, меня связывает с 2009 года. В его книге «Транзиты. Диагонали» есть перевод статьи с сербского «Кто они, неконформисты?», которая была опубликована в 1985 году в югославском журнале «Старт». Там Снегур создает хронологию развития авангарда в СССР, начиная с 1957 года, а именно Международного фестиваля молодежи и студентов, на котором зрители впервые встретились с авангардным искусством.
Снегур пишет, что в 1976 он и Корюн Нагапетян основывают группу «20 Московских художников», которая впервые выступила в полном составе в 1978 году.
Журнал «Старт» писал о том, что на Малой Грузинской улице выставлялись новейшие произведения авангардных художников. «В этом месте определяется состояние неконформного движения. За прошедшие 9 лет здесь, в контакте с публикой, и на глазах у публики прошли тысячи картин авангардного искусства».
Также в «Транзитах. Диагоналях» Игоря Снегура воспроизводится беседа с фотохудожником М. Михальчуком, в которой было описано само зарождение «20-ки».
По свидетельству Снегура, отбор художников представлял программы реалистической живописи: историческая, пейзажная, символизм, портретная, наив, магический реализм, сюрреализм. Каждый художник какую-то ветвь представлял. 20 художников.
Однажды Снегур позвонил Корюну Нагапетяну. «Мы встречаемся и составляем список группы художников — 20 человек. Я его убеждаю, что 20, а не больше. Я не могу представлять группу, поскольку я заместитель Председателя живописной секции. И вот, это и есть та самая «Двадцатка». Я ее вел 10 лет, и ушел из неё в 1987-м году. Проведя 10-ю выставку и сделав свою персональную выставку, я ушел с Малой Грузинской. Значит, я проработал там с 1975 года — начала секции — до 1987-го».
Также в книге есть интересный эпизод. В 1981 году проходила третья выставка «20-ки». Стали изымать работы, у кого-то даже главные.
Чтобы воспрепятствовать разрушению выставки Снегур с Нагапетяном пошел на крайние меры: решили группой объявить голодовку в зале. Кстати, об этом мало кто знает.
Снегур взял с собой рюкзак и 4 рулона обоев. Корюн тоже взял рюкзак. И оба — по пачке печенья.
Это была протестная добровольная отсидка в помещении, которая могла превратиться в голодовку. Ну что они принесли? Только чаю попить, и все... Идея была такая: они заходят в зал, в зале мы информируем что, не уходим из зала, пока не откроют выставку. «Конечно, когда ребята собрались и увидели — тут рулоны, печенье — мы им объясняем ситуацию: или быть выставке или нет. Согласны? Кто не хочет — уходите! Все остались», — вспоминает Снегур.
Итак, Корюн Нагапетян руководил «Горкомом профсоюзов на Малых Грузинах», который являлся, по своей сути, первым своеобразным «островком творческой свободы» в Москве 70–80 годов.
В последние годы своей жизни художник стал отдаляться от живописи и занялся научной публицистикой. Он написал книгу «Вторжение Земли в Гелиосистему», где предложил читателям новую концепцию происхождения Земли, зарегистрированную в Роспатенте как «Ноу-Хау». В ней нашли отображения и область изобразительного искусства, и система взаимосвязи Земля — Человек — Космос, и шрифтовая культура. О ней мог говорить часами. Он считал, что в шрифт можно заложить информацию, найти в нём исцеление и обрести чувство патриотизма. Он мечтал, что 30 созданных им шрифтовых гарнитур когда-нибудь войдут во все компьютеры мира и смогут закодировать любую нацию на добро и прогресс путём изменения начертания букв.
Нагапетян был также известным общественно-политическим деятелем: выступал на многих митингах в 90-е годы. С тех же трибун, где произносили свои речи Борис Ельцин и Андрей Сахаров.
Но политические симпатии художника охватывали не только глубоко национальные интересы. Он выступал и в поддержку курдов, находящихся в оппозиции Турецкому правительству, и в защиту китайских студентов после известных событий на площади Тяньаньмэнь в Пекине в 1989 г.
Нагапетяну делались неоднократные предложения баллотироваться в депутаты Верховного Совета, а затем и в Думу, но он упорно отказывался. Являясь по своему характеру лидером, он боялся потерять свою индивидуальность среди массы новоиспеченных парламентариев, да и искусство он считал выше политики. Художник всегда хотел быть в центре событий, где бы они ни происходили, и какими бы опасными последствиями для него не грозили.
Корюн Нагапетян был наиболее энергичным членом группы активистов, которые в начале 60-х годов, в условиях всесилия тоталитарной системы, тайно организовали армянские землячества в Москве. В конце 80-х годов новый стимул к национальной самоорганизации московские армяне получили вместе с началом карабахского движения и митингами в его поддержку на армянском кладбище в Москве.
13 марта 1988 года Нагапетян вместе с М. Шамировым и В. Огаджаняном сформировали из наиболее активных участников митингов первую серьёзную организацию московских армян — Комитет «Карабах», который явился катализатором для активизации процессов образования множества московских армянских общественных организаций.
В 1999 году Корюн был убит в своей квартире-мастерской неустановленным преступником. Являясь вдохновителем ежегодных пикетов у Турецкого посольства, он до конца своей жизни активно боролся за официальное признание Геноцида армян. Похоронен на Армянском кладбище в Москве.
Постскриптум
В 98-м номере московского «Юсисапайла» (август 1999 года) было напечатано печальное известие: 25 июля 1999 года на 73-м году жизни трагически погиб выдающийся художник, ученый и публицист Корюн Григорьевич Нагапетян.
Публикуем речь, произнесенная Корюном Нагапетяном перед Турецким посольством 24 апреля 1999 года, в день памяти жертв Геноцида армянского народа на своей исторической Родине. То есть, ровно за 3 месяца до его гибели.
«Сегодня 24 апреля мы знаем, что вы смотрите в окна.
Вы организаторы всех геноцидов в мире. Начиная от Урала, от самой Монголии, на 300 лет оккупировали Россию. Татар превратили в носителей оружия.
По-видимому, вы являетесь и зачинщиками 1-й Мировой войны. Вы организовали геноцид против русских, потому что геноцид начался с территории России, против всех народов Европы, дошли до самой Испании. И сегодня Вы должны либо признать факт геноцида против армян, либо выплачивать денежную компенсацию армянскому народу (как это делала в течение многих лет Германия по отношению к евреям, пострадавшим от Холокоста), либо вернуть назад все наши оккупированные земли.
И я вам предлагаю, пока вы не исчезли с лица земли, верните хотя бы те территории, которые являются колыбелью человечества. Вы не имеете морального права оккупировать колыбель человечества. Это гора Ноя, откуда произошли все народы мира.
В моей второй книге будет все описано, вы не думайте.
И не вздумайте на меня организовывать покушения. Ни одного турка на земле не останется. Я вам предоставлю такое удовольствие. Тайно войду в Турцию и объявлю, кто я есть.
Вы меня убьете, но вас не будет на свете самих, ибо за нами Бог.
У нас армян, арийцев было 3 бога: РА, СИ и АСТ. Двоих богов мы подарили России, и у нас остался один бог — АСТ — звезда, но, к сожалению звезды меньше греют.
И я вам скажу, только Япония взяла на себя такую обузу или подарок. На их знамени светится РА — солнце. Поэтому они и на асфальте могут выращивать цветы. А на вашем флаге — Луна, и вы не имеете никакого права купать луну в крови. Это издевательство над Кораном, над своим народом. Это издевательство над мусульманской верой. Вы совершенно безобразные преступники против собственного вероисповедания.
Будьте вы прокляты навсегда».
Чуть позже, в июне 1999 года, то есть, за несколько недель до своей гибели, когда в Турции проходил судебный процесс над лидером курдского движения Оджаланом, состоялось последнее публичное выступление Корюна. Тогда он со своими соратниками был приглашен для участия в пикетировании Турецкого посольства в Москве представителями Курдской Рабочей Партии, которая отстаивает право своей нации на самоопределение.
Фрагмент сюжета с речью Корюна Григорьевича прошел в хронике теленовостей по нескольким общенациональным каналам…
Валерия Олюнина