Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Вадим Арутюнов: Антитопор как орудие объективизации

Лекция известного журналиста, индолога, автора проекта «Антитопор» прошла в БЦ « Бахрушинский».  Ее организаторами стали Ассоциация Армянской молодежи Москвы (ААММ) и Армянский клуб ВШЭ.

Оговоримся, что накануне встречи Президент ААММ Андраник Овсепян пояснил Армянскому музею Москвы, что лекция «Армяне Баку и Сумгаита. Исход» была отменена после звонка азербайджанских студентов руководству вуза. Как объясняет ситуацию руководитель ААММ, куда входят 25 армянских студенческих клубов Москвы, лекция была не сорвана, а просто перенесена, поскольку руководство ВШЭ опасалось, что азербайджанцы могут повести себя по отношению к собравшимся не вполне миролюбиво.

Комментируя перенос лекции на другую площадку, Вадим Арутюнов сказал, что, с одной стороны, для армян это более выигрышно, потому что лекция прошла не в формате академического часа, а как дискуссия. С другой стороны, азербайджанцы упустили возможность увидеть события не с проармянского ракурса, а в их объективизации. Арутюнов, ныне проживающий в Ростове-на-Дону — бакинец, спасшийся от погромов вместе с матерью и дедом, никогда не говорит об азербайджанцах, а тем более о тюрках обобщенно. Каждую драматическую ситуацию он рассматривает в историческом контексте. Для него это невозможно по той причине, что из Баку его семья переехала в Казахстан. А роль туркменов, ближайших братьев азербайджанцев, встретивших беженцев с гостеприимством, отрицать трудно. Мало того, среди его друзей есть азербайджанцы, и даже те, кто является поклонником его  проекта «Антитопор». Уже в Ростове он помогал многим азербайджанцам как музыкальный продюсер.

Первая часть рассказа Вадима посвящалась истории исхода его семьи. Также он упоминал о других трагедиях, собранных им в последние десятилетия. Арутюнов много ездит по Спюрку. География его перелетов поражает даже искушенного путешественника: Сирия, Турция, США, Малайзия, Сингапур…

Один эпизод из рассказа показался знаковым. Когда Вадим вылетел из Баку в Ереван, открыв единственную книгу, которую он забрал из дома с собой — томик Есенина, он, чтобы успокоиться после пережитого, открыл первую страницу и увидел стихотворение «Прощай, Баку, тебя я больше не увижу…»

Но, покружившись над Ереваном, самолет еще немного покружил в ночи и… снова направился в сторону Азербайджана. Посадки ему не дали.

Когда беженцы вышли в зал ожидания, их встретили азербайджанцы с ухмылкой, мол, «вы даже армянам не нужны. Так что сидите здесь и не рыпайтесь».  

Вадим Арутюнов все же за преодоление тех ментальных особенностей, которые появились не только за последний век, но и за многие столетия распыления армянства.

 

Потом все же встреча на исторической родине состоялась. Измученным страхом и потерей близких и домов армянам, большую часть из них составляла интеллигенция, предложили ехать на поселение в мятежный Карабах или в деревни. Действительно, кто-то поехал, стал воевать и прожил здесь всю жизнь. А кто-то воспользовался «воротами Рейгана», уехал в Россию или другие республики распадающегося СССР, получив в Армении свои два бутерброда.

Вадим Арутюнов все же за преодоление тех ментальных особенностей, которые появились не только за последний век, но и за многие столетия распыления армянства. Он сказал, что многим свойственно жить с различными ментальностями внутри одной нации, таким, как евреи. Так что сейчас время не припоминать друг другу различия, таким, как китайский Цинь Аракелян или стамбульский армянин по имени Талаат, похожий на азербайджанца, который вообще не понимает, зачем Армении Карабах, а делать все возможное, чтобы армяне всего мира искали точки соприкосновения, определяя общее будущее своей нации.

«План Ходжалы» тоже был озвучен в интерпретации Вадима Арутюнова. Кстати, многим сидящим в зале имена Даны Мазаловой, Чингиза Мустафаева ни о чем не говорили. Кто-то сказал, что потом чешская журналистка отказалась от некоторых своих свидетельств. По мнению Вадима, трагедия Ходжалы, даже следуя азербайджанской логике, не может являться геноцидом, потому что не бывает геноцидов по топонимическому признаку, а только по национальному. Большинство убитых, находящихся в 10 километрах от Ходжалы, было турками-месхетинцами, которые спасались в Азербайджане от резни своими собратьями-мусульманами в Узбекистане. Но и тут их предали.

Когда речь зашла о кафанских беженцах, один из присутствующих сказал, что он из Капана и лично помогал уезжающим в Азербайджан грузить их вещи. Не было пресловутых избиений и бегства (на которые когда-то изыскивал гранты британский журналист Томас Ваал — прим. В.О).

На вопрос Армянского музея Москвы и культуры наций о том, что же сегодня происходит в общинах Центральной Азии и есть ли понимание, что благодаря армянам Киргизии сегодня у «Бишкека нет внятной позиции по карабахскому вопросу», как пишут азербайджанские ресурсы, Арутюнов сказал, что армянским общинам не нужна централизация и указка. Там, в Казахстане, Узбекистане и Киргизии они живут, созидают, при том, что в Узбекистане нет даже Посольства РА.

Встреча с Арутюновым поставила перед собравшимися много вопросов. Поэтому ответы будут искаться и в душе каждого, и сообща: армянская молодежная консолидация Москвы сегодня соответствует уровню напряжения и дискутивности в российском и армянском обществе. 

Валерия Олюнина