Армяне в Китае: прошлое и настоящее
О Китае в своих трудах писали Мовсес Хоренаци, Анания Ширакаци, Степанос Орбелян и царь Киликии Хетум, они давали подробное описание страны ченов, ее природы, культуры, населяющих народов и их традиций.
Первые армянские колонии в Китае начали появляться уже в начале XIII в. после завоевания монголами Армении. Впоследствии армяне проникли вглубь страны, дошли до берегов Тихого океана, обосновались в городе Кантоне (Гуанчжоу).
С 1685г., после того как Китай официально открыл порт Макао для иностранной торговли, армяне начали вести активные деловые операции в этом регионе. Обладая налаженными контактами в третьих странах, в частности России, Индии, Иране, а также располагая товарами, пользующимися огромным спросом, армяне весьма благожелательно принимались и в важнейшем пункте международной торговли Кантоне (Гуанчжоу).
Китайские армяне также прославились научно-просветительской деятельностью. Так, один из братьев знаменитого в Макао армянского клана Джоаннес Лассар (Ованес Казарян), отличающийся большими способностями к языкам, вошел в историю как первый человек, переведший Библию на китайский язык (1813г.).
Другим выдающимся китайским армянином был сэр Пол Чатер, или Каджик Аствацатрян. Небезосновательно считается, что он внес неоценимый вклад в экономическое развитие Гонконга. Благодаря ему, в частности, был осуществлен масштабный проект по расширению береговой полосы, на которой были созданы крупнейшие фактории и за короткий период были выстроены здания, кардинально менявшие весь внешний вид города. Уроженец Калькутты, он также был самым крупным благотворителем индо-армянской общины.
Появление первых относительно крупных армянских общин на территории Китая связано с постройкой и последующей работой КВЖД, когда в Харбине и на станциях дороги селятся подданные Российской империи. В дальнейшем к ним присоединятся многочисленные беженцы, перебравшиеся в Маньчжурию в ходе Гражданской войны или после ее окончания. Как в первом, так и во втором случае среди них были армяне.
Дальневосточная железная дорога – основная пассажирская и грузовая артерия, связывающая центр России с районами, прилегающими к Тихому океану. В настоящее время значение этой магистрали сложно переоценить. Более чем вековая история Дальневосточной железной дороги представляет интерес не только для энтузиастов, но и для всех, кому небезразлично прошлое, где сплетаются история и культура наций.
Поначалу планируемая железнодорожная ветка называлась Уссурийской. Такое название она получила от большой реки Уссури, протекающей по обширной территории Приморского края – от Хабаровска до Владивостока. Отдельно были запланированы два участка магистрали: Северо-Уссурийская ветка охватывала участок от ст. Графской до Хабаровска. Южный участок было запланировано вести от той же станции до Владивостока. Торжественная закладка первого рельса состоялась в 1891 году, в г. Владивостоке, в присутствии членов царской семьи и представителей кабинета министров. Первый камень в основание Владивостокского вокзала был заложен цесаревичем Николаем – будущим императором России Николаем ІІ.
Первоочередной проблемой неожиданно встал вопрос обеспечения строительства рабочей силой. Местных жителей оказалось слишком мало – возникла необходимость как в квалифицированном труде, также пришлось привлекать ссыльных арестантов и солдат для прокладки дороги.
Благодаря строительству Россией Дальневосточной железной дороги, некоторое количество армян из разных регионов Восточной Армении перебралось на российский Дальний Восток и в Китай. Небольшие армянские общины были основаны в Мукдене, Чаньчуне, Дайрене, Харбине, Шанхае и в других городах. Новые группы армян дошли до Дальнего Востока после русско-японской войны, в годы Первой мировой войны и большевистского переворота 1917 г. Среди них было множество военнопленных, некоторым из которых удалось освободиться и обосноваться в разных городах Китая.
Число армян было велико особенно в Харбине. В конце 1910-х гг. армяне Китая чувствовали необходимость в создании какой-либо организации с целью оказания помощи оказавшимся в нужде соотечественникам. В 1917 г. была основана первая в Китае армянская организация – Армянский национальный союз Харбина. И как везде в армянской диаспоре, в Китае церковь стала той силой, которая была в состоянии объединить оказавшихся в рассеянии армян.
До 1918 года, армянские жители города Харбина имели небольшую армянскую молельню. В 1918 году КВЖД предоставила армянской общине Харбина участок, где они начали строить дальневосточную Армяно-Григорианскую церковь. Церковь была построена на деньги, пожертвованные членами армянской общины (крупнейший вклад был сделан Карапетом Аспетяном). Новым пастырем был назначен Егише Ростомян, который вместе со своей семьей эмигрировал в Харбин из Владивостока. Церковь официально начала функционировать лишь в 1923 г. Через 2 года китайские власти зарегистрировали её как Армяно-Григорианскую церковь Харбина, в Память святого Григория Просветителя. После смерти Егише Ростомяна в 1933 году Армянской Церковь была оставлена без пастыря. В течение нескольких лет после этого церковь и помещение были сданы в аренду членам лютеранской конгрегации, так как те не имели собственную. В 1937, благодаря инициативе и усилиям Президента Армянской Организации Харбина, возглавил приход священник Асохик Казарян из Иерусалима.
В период 1938-1950 годов, преподобный Казарян сделал много добрых дел для армянской церкви и армян Китая, насчитывающие в то время около 350-400 человек. С помощью финансовой поддержки местных армян здание церкви было расширено и отремонтировано. В 1950 году Преподобный Асохик Казарян, который во время второй мировой попал в японской лагерь войны, возвратился в Иерусалим.
Харбинское армянство, численность которого после войны резко сократилась, после отбытия Асохика снова осталось без духовного пастыря. В 1959 году здание Армянской церкви перешло в руки китайского правительства, которое, в свою очередь, использовало строение в качестве текстильной фабрики. В августе 1966 г., в годы “культурной революции” КНР, когда все церкви Харбина были разрушены, та же участь постигла и армянскую церковь с прилегающими к ней постройками. Имущество церкви (иконы, одежду), которое несколько лет хранилось в ризнице, было сожжено. Армянское кладбище было было изрыто окопами.
В 2001 г. посол Республики Армения в Китае Азат Мартиросян занялся решением вопроса принадлежности армянской молельни Харбина. Местные официальные лица предложили отвести под постройку новой молельни другое место, так как прежнее уже занято новым зданием. Ответственные представители Китая выразили готовность в строительстве молельни, если армяне проявят соответствующую инициативу. Но по сей день в Харбине ничего подобного не построено.
В 2006 году с инициативой создания армянского сообщества выступила группа армян Шэньчжэня во главе с Михраном Папазяном. Ими была организована онлайн платформа ChinaHay, которая сегодня объединяет жителей Китая армянского происхождения. С помощью сетевого взаимодействия организация стала собирать сообщества в различных городах по всему Китаю – в Гонконге, Шэньчжэне, Гуанчжоу, Шанхае, Нанкине и Пекине.
В 2013 году благодаря деятельности этой инициативной группы в Гонконге открылся армянский центр, цель которого – объединение армян, живущих в юго-восточной Азии. В церемонии открытия принял участия Католикос Всех Армян.
В 2014 году в Пекин прибыл Верховный Патриарх Армении. В ходе визита он освятил первый в Китае армянский хачкар, установленный на территории посольства.
Между двумя странами ведется работа по межправительственным и межгосударственным договорам в сфере культуры, образования, военно-промышленного, технического и экономического взаимодействия.
6 марта в китайской общине состоялись выборы, по итогам которых председателем общины выступил Мгер Саакян, ведущий научно-исследовательскую деятельность в Институте международных отношений университета Нанкина. Он - выпускник отделения иранистики факультета востоковедения ЕГУ, с отличием окончил магистратуру факультета востоковедения НАН Армении. Учился в Дипломатической школе МИД, университете Имама Хомейни Ирана, Российском центре политических исследований. Основал Армянский студенческий союз Китая, до 2016 года занимал пост вице-председателя армянской общины Китая по внешним связям. В 2015 году руководил организационным комитетом по проведению в Нанкине мероприятий поминовения Геноцида.
В своей речи новый председатель призвал армянскую общину Китая продолжать укреплять сплоченность общины, выступать с инициативами, активно участвовать в жизни общины, помогать друг другу, сохранять армянский язык и национальные идеи.
К концу 2016 года китайская община подписала соглашения о взаимодействии с фондом "Нораванк", студенческой платформой АМАРКАД, выпускает ежеквартальный новостной бюллетень, проводит ряд мероприятий, направленный на популяризацию армянской культуры в Китае, проводит акции в поддержку призыва признания Геноцида Армян, а также является частью международной кампании по поддержке пострадавших в Нагорно-Карабахском конфликте.
Конечно, объединение проживающих в Китае армян примечательно. Содействие сохранению армянства на далеком Востоке, стипендия, выделенная китайским студентам для обучения в Армении, исследования совместно с фондом «Гульбенкян» относительно истории армянского присутствия в Китае, деятельность Армянского студенческого союза в Китае, интернет-форум армянских исследователей и студентов и др. показательны, позволяют изучить формирование армянской диаспоры в новейшей истории.
Тема настолько интересна для изучения на различных этапах, что 3 марта 2017 года в армянском центре Колумбийского университета США прошла лекция профессора Хачика Мурадяна «Армянская диаспора Китая в период с 1880-х по 1950-е».