Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Художник Маис Мхитарян: в свой театр входят трезвым и там пьянеют от зрелища

Когда моя подруга уточняла адрес, получилось, что Маис живет в Саритахе на улице Цветной. Возле школы  за неким номером. Мой таксист плохо владел русским – и вот я черт знает где, в Саритахе, конечно, у совсем другой школы и уточняю у жестянщиков возможность созвониться с Маисом. Пока жду, на меня набегает толпа – эй, ахчик, ты как сюда попала? Женщины, дети смеются,  на армянском и очень плохом русском живо общаются со мной.

И всё же меня доставляют на улицу Седьмую.  Вступаю, точнее, вписываюсь в увертюру. Меня встречает Мария Каллас, потом великолепная улыбка хозяина, впрочем, потом и он сам: в сияющей ризе, где с фотопортрета улыбается второй Маис.   

На стене висит роскошный по красоте и экспрессии коллаж «Тайная вечеря»: где Иисус Христос – дирижер,   музыканты его - двенадцать апостолов и два архангела. Слеп Фома Неверующий и скрипка его без струн…Я пока тоже не слышу, не вполне понимаю моего собеседника, а только предчувствую. Подхожу к другой стене – коллаж посвящен Моцарту. Все остальные уголки интерьера тоже поражают. Керамика, сделанная друзьями, старый советский проигрыватель, скульптура, на голове ее покоится армянский храм в миниатюре… Особенно нравится  треножник, который перешел от Параджанова к Гаянэ Хачатурян, от нее – к Маису. Намоленный треножник. Тут Грузия и Армения воедино, грузинско-армянский космос.  Нет, тут все вневременное и универсальное. Теперь я как тот ягуар с  первого коллажа, чьи лапы ступают на шары – закон динамического равновесия может «уронить», а может позволить пройти дальше…

Мы садимся за хлебосольное…. Да нет же – за тбилисское застолье! К нам присоединяется супруга мастера, мать его троих детей Наринэ. Причащаемся  красным вином – его делал сам Маис.

Разговор течет свободно и легко, внутри теплеет, словно Маис зажигает внутри меня свою свечку, ее теперь никому не задуть… Мы вспоминаем художника Георгия Мовсесова из его тбилисской жизни,  говорим о том, как  в 1986 году в Тбилиси Генрих Игитян увидел его работы и сразу же предложил переехать в Ереван. В 1991 году Маис  стал художником спектакля «Канчецин» в постановке Армена Баяндуряна. В 1992-м в Ереване прошел театральный фестиваль и он взял премию имени Вардана Аджемяна. Тогда Генрих Игитян предложил организовать персональную выставку. Она прошла в Ереване в 1993 году, а окончательное решение переехать в Армению Маис принял в 1996 году.

Хоть в Тбилиси у него уже была успешная налаженная жизнь, но в какой-то момент Маис понял, что призван Арменией. Хотя он не любит слишком высокого штиля. Он и Генриха Суреновича очень ценил за его «нефундаментальное», а игровое начало.

Поэзия должна быть глуповатой? Почему бы и нет? Маис открывает свой театр. Он перевоплощается в карлика, берет трость, я  сажусь рядом в парчовой алой накидке, в руки мне дается скипетр-тыква.

 

Потом снова идем к столу, и разговор продолжается.   В 2007 году вышел в свет альбом «Саят-Нова», художником которого стал Маис Мхитарян. Он стал не иллюстратором – соавтором. Художник считает, что в Тбилиси его творчество никогда бы не соотнесли с поэзией Саят-Новы. Маис поклоняется всем женщинам, дарит им птиц, белых лошадей и красные розы…Поразительно, что статичные фигуры дополняются лицами в становлении. Они мучительно размышляют или, напротив, созерцают радостные стороны бытия… А еще в его картинах гора Арарат напоминает женскую грудь, которая кормит вселенную, есть и  башни Тифлиса… « С рождения человек много раз рождается и умирает. – говорит Маис. –Истинное рождение тот миг, когда осознаешь творение Бога и входишь во чрево искусства».

Мы ставим на треножник его разные работы...Маис показывает мне, как он проверяет себя. Крутит картины в разные стороны, и каждый раз мы видим гармонизированный цвет, сияние, которое подсвечивает и углубляет пространство.

Теперь мы слушаем голос Лусинэ Закарян. «Крунк» у Маиса оборачивается дивной райской птицей, который ищет ответного взгляда самки. Их как соединяет фигура женщины. Словно нам  дана возможность увидеть те эмоции, если воссоединение это состоится.

За горизонт проваливается солнце. Оно бросает последние лучи на  одеяние Иисуса, к ней прикреплены необычной формы раковины….Ловлю золотые блики…Ошибки не было – Маис Мхитарян живет на улице Цветной.

 

Ереван-Москва

Валерия  Олюнина