Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Район Арабкир эпохи «до»

Удивительно, как иногда большая история раскрывается благодаря маленькому, казалось бы, малозначительному произведению искусства. Перед нами - экспонат Национальной галереи Армении, компактный акварельный рисунок Арутюна Каленца "Вид с Арабкира". Казалось бы, что необычного? Вид с одного из районов Еревана на Арарат, написанный просто, без сложных решений. Но в этом рисунке - целая история.

Арабкир расположен на северных холмах Еревана. Этот район тянется от проспекта Азатуцян (народное название этого района - "Монумент") до самого ущелья Зангу, то есть охватывает район улицы имени Комитаса, и дворики Киевян. По сути, Арабкир представляет собой ряды одноэтажных или двухэтажных собственных домов, огражденных от центральных улиц каменными пятиэтажными домами эпохи сталинского ампира или более скромными комитасовскими панельками. Пройдясь по "Монументу", по Комитаса, и уж тем более по помпезной "Киевян", вы даже не подумаете, что за центральными улицами скрывается целый мир, так непохожий на строгие и торжественные улицы.

 

Армения встречает репатриантов. Надпись на транспаранте "Доброго света нашим родным".

Арабкир, также, как Зейтун, Нор Бутания, Нор Малатия, Нор Ареш, был заселен первыми репатриантами. Теми, кто приехал жить в Армению из Греции, Сирии, Ливана. Они называли эти новые районы по именам покинутых мест, в которых навсегда остались их дома. Им были выделены земельные участки, на которых можно было строить жилища. Согласитесь, очень не по-советски. Эти районы частных домов от Еревана официального и ограждали торжественные здания из розового туфа.

Сейчас на этом месте монумент Мать-Армения. А когда Каленц приехал в Ереван здесь еще был пустырь.

На сайте Национальной галереи Армении рисунок представлен без датировки. Акварельные рисунки и наброски вообще редко датируют, потому что их художественная ценность обычно невелика. Зато частенько они ценны как случайные свидетельства важных событий. О дате этого рисунка мы можем точно сказать только одно: он выполнен не ранее июня 1946 года. Именно тогда Каленц приехал в Ереван из Алеппо. Уроженец города Кюрюн Османской Империи, он еще ребенком потерял всю свою семью во время Геноцида. Скитания привели его в Сирию. Одаренный подросток обратил на себя внимание педагогов, и в СССР приехал уже известным. Здесь его ждали осуждение за космополитизм, исключение из Союза художников, а затем - всесоюзная слава.

О Каленце писал стихи Илья Эренбург, он выставлялся на лучших площадках страны, а его работы представляли советское искусство во всем мире. Он был одним из тех, кто приехал на родину, не в родной город, но все-таки в Армению. Переживший скитания, одиночество, страх, восставший из пепла Каленц, чьи работы знает весь мир, был одним из тех, кого первыми поселили на холмах "Монумента", когда здесь еще не зеленел высаженный горожанами парк, названный позже в честь Победы. Не было тогда еще асфальтированного серпантина, не было школы имени Льва Толстого с ее модным на тот момент фасадом, не было даже Дворца молодежи ... впрочем, "Кукурузника" и теперь уже нет. Был в те времена только памятник Сталину, самый большой в мире, и вот эти скромные домики, запечатленные Каленцем. Таких домиков не стало уже в семидесятые - трудолюбивые "ахпары", как называли репатриантов, прилагали все усилия к тому, чтобы благоустраивать свои жилища. Был только обдуваемый ветрами холм с выжженной травой, и прекрасный вид на Арарат. Все остальное эти люди создали сами.

НаринЭ