Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Ара Гюлер и Сальвадор Дали: формула гудрона и трость

Армянский музей Москвы и культуры наций посвятил выдающемуся стамбульскому фотографу армянского происхождения несколько публикаций. Сегодня мы вам расскажем о сюрреалистическом общении двух замечательных людей. 

"Дали жил в Париже, в отеле Meurice на улице Риволи - в самом центре города, недалеко от Лувра. Это большой и дорогой отель, в котором Дали снимал большой номер люкс. Это был номер 101", - рассказывает фотограф.

По заданию журнала Life Гюлер отправился в Париж, чтобы попытаться сфотографировать Сальвадора Дали - знаменитого сюрреалиста, одного из самых известных людей искусства ХХ века.

Гюлер нашел возможность познакомиться с художником, договорился о встрече и отправился в отель.

"Мы постучались, вошли, - говорит Гюлер. - Стоит перед дверью Дали и смотрит на меня. Вот так смотрит: сердито, выпучив глаза. И вдруг он резко подбежал ко мне, придвинулся - очень близко. Мы стояли, буквально, нос к носу. Представляете, я и Сальвадор Дали - стоим, нос к носу".

"Почему ты хочешь меня фотографировать? Зачем этот репортаж?" - спросил Дали.

"Вы очень известный человек, - ответил Гюлер, - поэтому".

При этом они стоят так близко друг к другу, что их носы почти соприкасаются.

"Я готов позировать 10 минут, и это стоит 25 тысяч долларов", - говорит Дали.

Дали создавал вокруг себя атмосферу сюрреализма

Но за такое время нельзя снять фоторепортаж. Нужен минимум час.

"У меня нет столько денег, - сказал Гюлер, - пойду за деньгами..."

Но это было лишь знакомство. Гюлеру удалось договориться со знаменитым художником о фотосессии. Но как только он устанавливал аппаратуру в темном гостиничном номере, Дали вдруг начинал двигаться, сводя на нет все усилия фотографа.

"Он начинал фехтовать с камерой. Дали фехтовал, потому что хотел создать вокруг себя атмосферу сюрреализма. Причем не в фотографии, а в жизни. Он искал сюрреализм в каждой жизненной ситуации".

После первой встречи прошел месяц. И Гюлер взбунтовался: "Либо мы наконец снимаем этот репортаж, либо я уезжаю".

Дали согласился.

"Я пришел утром, смотрю, а в номере сидят три французских журналиста", - вспоминает Гюлер.

Для него это было неожиданностью.

"Что они тут делают? - сказал он художнику. - Я так не буду работать. Либо они, либо я".

Дали ответил: "Сейчас я их отправлю".

"Я разозлился, - говорит фотограф, - отправился в угол и сел, нахмурившись".

И тут Дали устроил спектакль, достойный "короля сюрреалистов".

По словам Гюлера, Дали встал перед журналистами, посмотрел на них и спросил: "А вы знаете химическую формулу гудрона?"

Журналисты молчали.

"Ты!" - сказал Дали одному из них. Тот пожал плечами.

"А ты знаешь?" - спросил он у второго. "А ты?" - обратился Дали к третьему. И тоже ответа не получил.

"Формула гудрона - Аш, один-два, Це, потом еще что-то там и еще что-то. Поняли?"

Журналисты кивнули.

"Я возьму свою трость, ткну в гудрон, и пожалуйста - он будет стоить 25 тысяч долларов. А если ты ткнешь, - обратился он к одному из журналистов, - все скажут, что ты дурак. Понятно?"

Те кивнули.

"Ну, раз так, то идите и пишите, что поняли".

После этого Гюлер смог наконец сделать несколько фотопортретов Сальвадора Дали.