Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Об основателе династии Овнатанян: Нагаш Овнатан

В период после потери государственности на протяжении почти двух столетий практически преданная забвению традиционная культура Армении переживает эпоху возрождения. Развивается искусство, в частности, монументальная и фресковая живопись.

Нагаш Овнатан

Нагаш Овнатан — один из видных армянских средневековых поэтов, ашугов и художников, представитель династии художников Овнатанян. Он родился в 1661 г. в селе Шорот Агулисской области (Нахиджеван). Начальное образование получил у своего отца — священника Ованнеса, затем учился в школе при монастыре Св. Товмы Агулиса. Письменных источников о Нагаше Овнатане почти не сохранилось, можно упомянуть лишь «Плач на смерть мастера живописи Нагаша Овнатана» Нагаша Акопа.

Овнатан жил в Тифлисе и Эривани, часто путешествовал. Он был близко знаком с народной лирикой, знал психологию и быт народа, поэтому сочинял на разговорном языке того времени и выступал как с любовной лирикой, так и с ироническими, застольными, назидательными песнями. В своих стихотворениях Нагаш Овнатан выступал против зла и несправедливости, осуждал несправедливые стороны реальности, восхвалял науку и искусство. Он сочинял песни религиозно-ритуального характера, пользовался при этом народным фольклором, а также является автором песни «Хвала городу Ереван».

«Царь Трдат III с женой Ашхен и сестрой Хосровадухт». Роспись в Соборе Св. Эчмиадзина

Нагаш Овнатан оставил также богатое художественное наследие — более 50 рукописей. Будучи под влиянием произведений армянских, персидских и ближневосточных народов, он создавал церковные фрески, позже творил в сфере станковой и монументальной живописи и был признан как опытный художник, заслужив почетное имя «Нагаш» (в переводе с персидского «нагаш» – живописец, художник, а с арабского – орнаментист). Множество церквей и зданий в Армении, Грузии, Персии украшены его произведениями. В конце XVII века и в начале XVIII века в Тифлисе при дворе царя Картли Вахтанга VI создавал портреты, иконы, оформлял его новый дворец, сочинил «Песнь весны и радости».

После разрушительного землетрясения 1679 г. он приехал в Ереван и расписал церкви Сурб Погос-Петрос (сохранившиеся фрагменты находятся в Государственном Историческом музее Армении), Сурб Зоравор и Катогике, а в 1710-е годы был приглашен в Эчмиадзин для росписи Кафедрального собора (работа была завершена в 1720 г.). Умер 28 октября 1722 года в селении Шорот.

В Национальной галерее Армении хранится фрагмент из фрески «Григорий Просветитель крестит Трдата»). Изображения апостолов и Богородицы на алтаре храма отличаются национальной типизацией, портретным истолкованием, а также графическим выделением фигур. Икона «Богородицы» выполнена с тенденцией отдаления от общепринятых иконических канонов (Тегеран, Кафедральная церковь Св. Саргиса). Растительные орнаменты храма (сохранилась купольная часть) представляли собой уникальное явление в армянской фресковой живописи.

Значение творчества Нагаша Овнатана состоит в том, что он ввел в армянскую изобразительную живопись светское восприятие явлений, применял принципы станковой живописи. Наиболее богатые и целостные рукописи его стихотворений хранятся в книгохранилищах Еревана (Матенадаран: рукописи № 3263, № 4426) и Вены (рукописи № 587, № 647).

* * *

Ниже представляем жемчужину любовной лирики Нагаша Овнатана в переводе на русский язык:

Песнь любви

Зажегся нынче новый свет,

От милой слышал я привет,

Расцвел в душе весенний цвет, —

Ведь я — изгнан! не наноси мне новых ран,

о мой султан!

 

Когда любовь так разлилась,

Как жить, от милого таясь?

Тебе внемлю я, веселясь, —

Ведь я — изгнан! не наноси мне новых ран,

о мой султан!

 

Когда в мой дом вошла ты вдруг,

Твоих речей вкусил я звук,

И выпало перо из рук.

Ведь я — изгнан! не наноси мне новых ран,

о мой султан!

 

Не лги мне, золото надев!

Твоих младых грудей, созрев,

Малы шамамы, как у дев.

Ведь я — изгнан! не наноси мне новых ран,

о мой султан!

 

Откроем дверцу, вступим в сад…

Рукой сжать грудь твою я рад,

Бери цветок, а я — гранат.

Ведь я — изгнан! не наноси мне новых ран,

о мой султан!

 

Здесь на ковре, средь луговин.

Расставим мы кувшины вин…

Целуй, и да цветет твой сын!

Ведь я — изгнан! не наноси мне новых ран,

о мой султан!

 

Играй и мне цветы бросай,

С груди руки не отгоняй,

Дай сжать, души не отнимай, —

Ведь я — изгнан! не наноси мне новых ран,

о мой султан!

 

Тобою мне цветочек дан,

Вина ты выпила, я — пьян,

Сожжен любовью Овнатан, —

Ведь я — изгнан! не наноси мне новых ран,

о мой султан!

 

Источники:

1.      Энциклопедия «Кто есть кто. Армяне», том II, гл. ред. Ов. Айвазян. Ереван 2007. Стр. 206-207.

2.      Հանրագիտակ օրացույց, Հայկական Հանրագիտարանի գլխավոր խմբագրություն, 1990.