Герберт фон Караян и другие "яны"
Культуролог Никол Саркисян считает, что фамилии на "ян" стали официально регистрироваться у армян с XIX века. В средние века и раньше фамилии носили только аристократы. Обычных людей, обычных крестьян с одинаковыми именами отличали между собой по именам отцов, например, сын Рубена —Армен. Сегодня, согласно установленному порядку, любой может поменять свои имя и фамилию. Но были упоминания о таких фамилиях в IX- X веках, которые, в основном относятся к документу под названием «Гаанамак». Здесь говорится о разных княжеских родах, чьи фамилии оканчиваются на "енац". Когда последняя "ц" редуцировалась, осталось только окончание "еан", которое впоследствии превратилось в "ян".
Как известно, фамилии, оканчивающиеся на «ян», есть не только у армян. Есть они и у курдов езидов, их отличает наличие гласной перед «ян» Алоян, Мстоян. Героем очерка Армянского музея Москвы уже был знаменитый боксер Миша Алоян. Говорят, что есть похожие и персидские фамилии, только пишутся они не «ян», а «иан».
Есть и еврейские фамилии. Связано это с тем, что в войны многие евреи брали армянские фамилии, чтобы спастись от преследования. Мы знаем народного артиста СССР, одного из ведущих актеров БДТ, Ефима Захаровича Копеляна – он исполнил яркую роль в «Неуловимых мстителях» режиссера Эдмонда Кеосаяна. Среди известных евреев с фамилией на «ян» российский критик Евгения Вежлян.
Кроме того, некоторые молдавские фамилии тоже могут оканчиваться на -ян, например: Мунтян (Монтян), Унгурян, Букурян, Меринтян, Райлян, Подолян. У этих фамилий есть аналоги, оканчивающиеся на -яну: Мунтяну, Унгуряну, Букуряну. Фамилия «Мунтян-Мунтяну» означает «горец».
Пожалуй, самым известным неармянином с фамилией на «ян» является выдающийся дирижер Герберт фон Караян, на протяжении 35 лет работавший с Берлинским филармоническим оркестром. Именно за свои выступления в Берлине он получил прозвище «волшебник Караян». По происхождению Караян грек, из провинции Македония. Разумеется, есть гипотеза об армянском происхождении музыканта. На армянских форумах до сих пор идут ожесточенные споры о том, нужно ли причислять Караяна к армянам, если он сам это отрицал или тщательно скрывал.
Отец Герберта, работая в больнице Зальцбурга, играл в консерватории имени Моцарта. С 1916 года по 1926 год молодой Караян учился в консерватории Моцартеум в Зальцбурге, где получил импульс к изучению искусства дирижирования. Кстати, сегодня в этом престижном учебном заведении на родине Моцарта учится один из лучших молодых гобоистов мира Артемий Чолокян, о котором Армянский музей вам рассказывал.
Герберт поступив в Академию Вены параллельно обучается в Музыкальной Академии.
Наиболее частым упреком в адрес гения является его служение идеалам Третьего Рейха, что по сути не было таковым. Он служил только Музыке. Вступив в нацистскую партию, он избежал преследования. Караян чрезвычайно удачно вписался в контекст новой Германии — белокурый, с резкими чертами лица и пронзительным взглядом, он служил рекламным лицом нацистской культуры. Когда его пригласили в Берлинскую филармонию, многие музыканты не смогли его полюбить, но зато все уважали. Караян по стилю работы был авторитарен, за это его часто сравнивали с Гитлером. Такие еврейские музыканты, как Исаак Стерн и Ицхак Перлман отказывались играть в одних концертах с Караяном.
Было распространено мнение, что Герберту фон Караяну очень близок дух музыки Вагнера. Жаль, что творчество и композитора, и дирижера часто рассматривалась в контексте фашистской доктрины. Этого не избежал и выдающийся мыслитель польского происхождения Фридрих Ницше, который долгое время дружил с Вагнером, но пути их разошлись. Биограф Караяна писал: «Ему было сорок три года, когда он появился в Байройте. Никогда прежде столь молодому дирижеру не поручали полностью «Кольцо Нибелунгов» и «Мейстерзингеров» в один год и «Тристана и Изольду» — на следующий. Но Караян очень быстро зарекомендовал себя самым интересным интерпретатором Вагнера за послевоенный период. Его «Мейстерзингеры», записанные в Байройте непосредственно со сцены и выпущенные на пластинках, и по сегодняшний день считаются эталоном».
Работал Караян не только в Берлине, но и с Лондонской филармонией, и Венским симфоническим оркестром. В миланской Ла Скале в сопровождении его оркестра пела великая Мария Каллас. Тот, кому посчастливилось видеть Караяна на сцене и почувствовать его «контролируемый экстаз» на всю жизнь запоминал, как Караян размахивал палочкой с закрытыми глазами, при этом ноты на его пюпитре почти никогда не лежали.
Некоторые критики, в особенности британский критик Норман Лебрехт, вменяют Караяну в вину то, что он раскрутил разрушительную инфляционную спираль, требуя огромных гонораров за исполнение. Но так или иначе одним из достижений Караяна стала организация Пасхального фестиваля. Его участие в Зальцбургском фестивале навсегда изменило музыкальный мир. «У Караяна была феноменальная способность раскрыть оркестр во всем профессиональном блеске, привести слушателей в состояние восторженного напряжения», писал автор книги о дирижере Пол Робинсон. Сам Караян достигал этого предельной лаконичностью, его обращение к музыкантам стало легендарным: «А теперь возьмите эти четыре ноты и вдохните в них Жизнь».
Источники:
1. "А теперь возьмите эти четыре ноты и вдохните в них Жизнь". www. style.rbc.ru/view/57163cf09a7947413601fe46
2. Герберт фон Караян. www. musicseasons.org/gerbert-fon-karayan/