Балет Георгия Гурджиева «Борьба Магов»
Музыка древних традиций и сакральные танцы были неотъемлемой частью учения великого философа и мистика Георгия Гурджиева. Он разделял музыку на два вида — субъективную и объективную.
Индивидуальное состояние композитора создает субъективную музыку, которая воздействует на каждого слушателя в соответствии с его индивидуальностью и состоянием во время прослушивания. Объективная музыка требует знания законов Космоса и природы человека. На всех людей она воздействует одинаково. Такая музыка не только оказывает влияние на чувства, но и приводит в состояние внутренней гармонии, приближая человека к мирозданию.
С 1916 года Георгий Гурджиев и композитор Томас де Гартман (Фома Александрович Гартман) в соавторстве создают музыкальные сочинения, которые они называли музыкой для «движений» и «священных плясок».
Сохранились сделанные в 1940-е годы записи совместных сочинений Гартмана и Гурджиева. Специалисты находят в них отголоски плясок дервишей, курдских, персидских, ассирийских мелодий, православных и восточно-христианских гимнов.
Балет «Борьба Магов» — наиболее крупное музыкальное произведение Гурджиева и Гартмана.
На время, когда Георгий Гурджиев и его последователи жили на Кавказе, выпадает период активной работы над балетом. Не владевший нотной грамотой, хоть и игравший на гармонике, Гурджиев насвистывал Гартману музыкальные темы, которые должны были лечь в основу балета. Томас де Гартман в свою очередь их записывал.
Многие костюмы для балета были сшиты самим Гурджиевым, который также создавал эскизы декораций и работал над хореографией и постановкой.
В 1924 году в США состоялась премьера балета «Борьба Магов». Американская аудитория проявила большой интерес к этому «действу». Зрители были очарованы необычными танцами, костюмами и мистическим сюжетом, разворачивающимся в некоем крупном торговом городе на Востоке.
Сюжет балета «Борьба Магов» строится на истории одной девушки. Для привлечения ее внимания молодой человек прибегает к помощи Черного Мага. И для ее же спасения от чар он обращается к Белому Магу и его силе.
В балете противопоставлены две реальности. Первая — гипнотический сон, в котором человек находится под влиянием иллюзий. Вторая — состояние пробуждения, бодрствования, когда человек обладает свободой разума и возможностью собственного выбора. Пробуждаясь ото сна, человек получает свободу выбора.
В противоборстве находятся две школы — Белого Мага и Черного Мага. Белый Маг учит своих учеников свободе. Черный Маг, наоборот, подавляет их волю, используя ее в корыстных интересах, он вселяет в них страх. Результат учения первого — возвышение духа. Результат же деятельности второго — деградация личности.
Использованная литература:
1. Георгий Гурджиев ‖ www.av-z.ru.
2. Гурджиев Г.И. Борьба Магов. Подробное либретто балета ‖ gurdjieff.ru.