Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Армянские фотографы Османской империи. Паскаль Себа и братья Абдуллахяны

«Мгновенье,

Прекрасно ты, продлись, постой!»

Иоганн Гёте. «Фауст»

Слова, вынесенные здесь в качестве эпиграфа, конечно, нисколько не имеют отношения к изобретению фотографии. Но все же, если оторваться от их контекста — ненадолго, на миг — привести эту фразу, произнесенную Фаустом, кажется вполне возможным. Ведь изобретение фотографии позволило человечеству «остановить», пусть даже на мгновенье, быстротечность времени.

Первые попытки запечатлеть изображение предпринимались еще в первой половине XIX века. Тут и французы Жозеф Ньепс и Луи Дагер, и англичане Уильям Тальбот и Ричард Мэддокс. Отсчет истории армянской фотографии можно начать с армянских фотостудий Османской империи.

Паскаль Себа. Часть панорамной фотографии с видом на дворец Топкапы, Константинополь. Между 1860 и 1880 годами. Нью-Йорк, Бруклинский музей

Вторая половина XIX века. Константинополь, Бурса. Их улицы и жители. Многое из всего этого мы можем увидеть на фотографиях армянских мастеров. Знакомят они нас и с армянской общиной империи. На сделанных ими фотографиях перед нами предстают религиозные деятели и семьи в национальных костюмах.

Изначально фотографами как здесь, так и во всем мире становились химики, ювелиры и фармацевты, владеющие навыками, без которых создание фотографий было бы невозможным. Особую важность имели знания химических процессов, используемых в проявлении снимков.

Паскаль Себа. Армянские мужчины, 1875 год. Лос-Анджелес, Центр Гетти

Основные фотостудии Константинополя принадлежали армянам. Среди них наиболее успешным оказался Паскаль Себа — «фотограф Константинополя», Ара Гюлер XIX века. В 1857 году он открыл в центре города свою первую фотостудию «El chark», которая прославилась на весь Ближний Восток. Успех был настолько велик, что Себа открыл вторую студию в Каире. Интерес его работы вызывали и на Западе. На своих фотографиях Себа запечатлел древние города, руины, портреты и быт местных жителей.

В 1873 году на международной выставке в Вене был представлен альбом «Народные костюмы Турции», составленный турецким художником Османом Ханди Беем. В качестве фотографа им был выбран Паскаль Себа. Многие фотографии альбома посвящены армянскому населению в их традиционных костюмах.

Студия «Братья Абдулла». Галатский мост, 1884 год. Лос-Анджелес, Центр Гетти

После смерти Паскаля Себа в 1886 году дело продолжил его сын Ованнес Паскаль Себа. У студии также появилась совладелица — фотограф Пиликарпе Жоалиер. «El chark» переименовали в «Sebah & Joailier». Прославленная студия в целом просуществовала 95 лет.

«Abdullah Frères» («Братья Абдулла») — еще одна армянская фотостудия, прославившаяся на всю Османскую империю. Студия, открытая тремя братьями Виченом, Григором и Степаном Абдуллахянами в 1858 году, приобрела такой успех, что вскоре братьев и вовсе назначили фотографами султана. В 1867 году они вышли на международный уровень. В Париже на международной выставке была представлена сделанная ими панорамная фотография Константинополя. Длина фотографии составляла 220 сантиметров.

Студия «Братья Абдулла». Марк Твен, 1867

Братья оставили 51 альбом своих фотографий, снятых в разных странах. Среди клиентов «Abdullah Frères» были высокопоставленные зарубежные лица — принц Уэльский Эдвард и французская императрица Евгения. Особо примечателен фотопортрет Марка Твена, сделанный в 1867 году.

Как и в случае с Паскалем Себа, слава братьев Абдулла дошла до Египта, где они открыли свою вторую студию в Каире. В 1900 году братья Абдулла продали свою константинопольскую студию владельцам «Sebah & Joailier».

В работах братьев Абдулла множество пейзажных фотографий: вид на Галатский мост, городские пейзажи. Фотографы запечатлели и повседневный быт жителей города, представителей разных профессий — носильщиков, уличных продавцов, пожарников.