Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Рубен Пашинян. Быть счастливым - великое счастье!

В одном государстве люди жили очень счастливо. Не то чтобы у них не было проблем, бед, искушений, пороков — все было, все как у людей. Но у них был один «секрет», который, в общем-то, и делал их счастливыми. Они помогали друг другу. Брали на себя боль ближнего — так и говорили «возьму на себя твою боль». И вот каким образом…

Скажем, приходит утром человек к соседу и сетует, что, мол, его машина сломалась, или хулиганы разбили стекла. Тот ему и отвечает: «Я сейчас сделаю со своей машиной то же самое, чтоб тебе не было обидно, а на работу мы пойдем вместе — пешком, поболтаем, свежим воздухом подышим!» И шли они счастливые вместе, потом вечером приходили, чинили оба свои машины, и все становилось на свои места. Потом устраивали праздничное застолье и приглашали всех друзей: у тех ведь тоже были свои проблемы. Одиночество, например.

Или приходит сильно пьющий или курящий человек к священнику и говорит: «Святой отец, помоги очиститься от скверны — у врачей был, все пробовал… Умом понимаю, что неправильно поступаю, что семью подставлю, но поделать с собой ничего не могу…» Священник и говорит ему: «Я на себя возьму твою боль: запру тебя в келье, будешь молиться, а я вместо тебя буду выпивать и курить столько же, сколько и ты. И вечером буду приходить к тебе, чтоб ты смог увидеть себя со стороны. Сам я тоже буду ежечасно молиться, чтоб твоя скверна через меня вышла и исчезла». И человек со временем выздоравливал.

Или потеряет человек друга: ну обидел его чем-то — может, даже не специально. А жена ему и говорит: «Я вот тоже с тобой неделею не буду разговаривать, чтоб ты понял, как это, когда человека незаслуженно обижают». И тот вскоре все понимал — шел к другу извинялся, по дороге домой они покупали своим женам цветы, а на выходные выезжали с детьми за город, устраивали пикники.

Гепреодолимая тяга к жизни. Фото Айка Мелконяна

И таких примеров уйма. Так и жили. Счастливо очень.

Возможно, читатель подумает, что это все утопия, очередной бред так и не повзрослевшего меланхолика — в силу своей убогости ежедневно «открывающего» для себя всем давно известные, но, увы, несбыточные «горизонты». Таки нет. Я знаю такую страну, где люди очень часто говорят друг другу «возьму на себя твою боль» или «унесу твою боль*». Это страна реально существует. Просто в силу своей древности или каких-то непонятных других причин, это выражение настолько затерлось, затаскалось, что превратилось в некое подобие половой тряпки, о которую вытирают (или не вытирают) ноги при входе в дом. Свой. Или чужой.

Это выражение ведь на самом деле молитва. Но как бы уже не настоящая, а зазубренная, которую выбалтывают, зажигая свечи, когда совсем припрет, и бегут в церковь, вспомнив о Боге, в надежде на… последнюю помощь. Люди зазубрили эту фразу, как некий оберег, или аналог английского «what’s up» — да так, что осталось только звучание, а смысл пропал куда-то. Поэтому они не так уж счастливы, как… некогда.

А ведь, если разобраться, все очень просто. Надо всего-то уметь понять ближнего, помочь. Ведь завтра искушение, проблема, беда могут постучаться и в твой дом. К кому обратиться? Я часто замечал, что если человек рассказывает анекдот, в основе которого какой-то порок, или трагедия ближнего, через некоторое время что-то подобное происходит и с ним. Может, так свыше пытаются дать понять, что надо не говорить о древности своего народа, а вернуться к тем истокам, к тем неисчерпаемым источникам, за счет которых мы до сих пор худо-бедно существуем. Не говорить «коли ноготь есть — чеши сперва свою голову**», а «поливая свой сад, полей и сад соседа». Не ходить с флагом и рвать на себе рубашку, крича: «Я за родину жизнь отдам», а начать с подбора брошенного кем-то на улице окурка или какого другого сора...

Опять прописные истины, знаю... Но знаю и то, что пока зазубренные, ставшие бессмысленными доктрины не вернутся к своему первоначальному значению, мало что изменится в лучшую сторону. И что самое страшное, все люди из страны «Унесу боль твою» это понимают. Но почему-то бездействуют, не хотят, наверное, быть первыми. Чтоб не казаться смешными — ну, все побегут и я побегу.

Взгляд из Междумирья. Фото Айка Мелконяна

Читатель опять подумает, что предлагаю заменить один принцип стадности иным.
Стада бывают разные, равно как и пастухи. Есть пастухи-чабаны, у которых стадо охраняют волкодавы, а есть пастухи-пастыри — их подопечных не охраняет никто, кроме них самих. И Создателя… который в них. Иначе ведь никак.

 

Не скажу, что я лучше кого-то. Скорее, наоборот. И оттого, что понимаю вышесказанное, в поведении моем мало что изменяется и счастливее не становлюсь. Ведь живу в той самой стране, в которой боль уносят только на словах. В которой ждут первого. Или первой. Крови, например.

Но надо стараться. Счастливым быть очень сложно. Ведь надо жертвовать чем-то. Или быть первым. А это большая боль. Но и великое счастье.

____________________________

 

* Известное армянское выражение, поговорка

** Армянская пословица