Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Стефан Зорьян. Сказ "О дыхании"

Это основание церкви Святого Аменапркич - то, что сохранилось в древней столице Армении Двин. Фото kuda.ua

В детской сказочной рубрике Армянского музея - сказ Стефана Зорьяна "О дыхании". Посвящен памяти выдающегося армянского поэта Аветика Исаакяна. Также представляет вам портрет самого писателя Стефана Егиаевича Зорьяна работы Мартироса Сарьяна. Перевод сказа сделала Анаит Баяндур. 

О ДЫХАНИИ

В нашем древнем городе Двине жил некогда прославленный гончар - из обычной глины он выделывал такие отменные кувшины и блюда, что все, кто видел его изделия, приходили в восторг - и простолюдины двинские, и местные богачи, и даже чужестранцы, прибывшие из дальних богатых стран. 

Писать начал с 17-летнего возраста, то есть ещё в период Российской империи; его первые рассказы были посвящены тяжёлой жизни армянского крестьянства.

И вот, рассказывают, поступил как-то к гончару этому в ученики один юноша. Из Двина же родом. Юноша хотел во что бы то ни стало перенять мастерство учителя. Но как он ни старался - его кувшины не получались такими же легкими и изящными, как у мастера, и не звенели, ударяясь друг о дружку, так же нежно и продолжительно. 

Это огорчало юношу, но он не отчаивался и работал с еще большим прилежанием, не смыкая гдаз, день и ночь.

А мастер смотрел на работу ученика и все одно твердил:

-Нет, не то еще… не то…

И снова день и ночь трудился не покладая рук юноша. 

И однажды юноше показалось - он уже все освоил и все может делать не хуже учителя. Он оставил лавку мастера и открыл свою собственную гончарную. 

Все он делал в точности так же, как мастер, и размеры брал те же самые, и в печь для обжига клал кувшины так же бережно, но людям не нравилась его работа, они уходили от него и покупали кувшины у мастера. 

-Нет, не то это…не то…

Иллюстрация к рассказу Хорхе Луиса Борхеса "Роза Парацельса". Сюжет его сход со сказом Стефана Зорьяна. 

Парацельс проводил его до лестницы и сказал ему, что в этом доме он всегда будет желанным гостем. Оба прекрасно понимали, что встретиться им больше не придется. Парацельс остался один. Прежде чем погасить светильник и удобно расположиться в кресле, он встряхнул щепотку пепла в горсти, тихо произнеся Слово. И возникла роза.

Наконец юноша не выдержал, пришел, удрученный, к учителю, чтобы тот помог ему понять, в чем причина его неудачи. Один за другим показывал он мастеру свои изделия и ждал, что тот скажет. 

А мастер долго смотрел на изготовленную юношей посуду, потом взял две миски, повертел в руках, ударил их друг о дружку, прислушался к звону, покачал головой и сказал:

-Все как будто на месте, сын мой, все так, одного только не хватает.

-Чего, мастер, говори, - нетерпеливо попросил юноша.

-Я, как достану из печи кувшин, сразу же легонько дохну на него, вот так.

-Ну и?

-Дыхания в тебе нет, сын мой, дыхания особого.

Как этот рассказ напоминает сюжет и смысл знаменитого рассказа Хорхе Луиса Борхеса "Роза Парацельса"! Он о том, как ученик требовал чуда от мастера, но не верил в него.