Буйничское поле - мемориал и музей под чистым небом Беларуси
Ратные поля - великие и малые. По оценкам специалистов, Беларусь более, чем какая-нибудь другая страна Европы пострадала от этой войны. Прямой материальный ущерб, нанесенный Беларуси оккупацией, исчисляется в 75 млрд рублей (в ценах 1941 г.), что в 35 раз превышало бюджет республики 1940 г.
На белорусской земле немецкие захватчики сожгли, разрушили и разграбили 209 из 270 городов и районных центров (на 80-90 % были разрушены Минск, Гомель, Витебск), 9200 деревень.
Буйничское поле, расположенное юго-восточнее Могилева (Белоруссия), вблизи деревни Буйничи - место ожесточенных боев в июле 1941 года. Именно на этом поле завещал развеять свой прах поэт, писатель, журналист Константин Симонов, о чем свидетельствует памятный камень. Поездку в Могилев писатель считал главным событием своей жизни.
Каждый год в начале июля на территории мемориального комплекса «Буйничское поле» под Могилёвом в Белоруссии проходят торжественные мероприятия в память о событиях начала Великой Отечественной войны. 8 июля 1941 года в ходе упорного сражения между войсками 172-й стрелковой дивизии Красной армии и наступающей танковой армадой Гудериана, последняя была остановлена в своём стремительном движении на Москву, понесла серьёзные потери и в течении одного дня боёв потеряла 39 своих танков. В эти драматические дни первых испытаний народного духа на Буйничском поле находились корреспондент газеты «Известия» писатель К. Симонов и фотокорреспондент той же газеты П. Трошкин, который сфотографировал подбитые на Буйничском поле немецкие танки. События на Буйничском поле нашли отражение в романе Симонова «Живые и мёртвые» и дневнике «Разные дни войны».
Журналист Сергей Тростьевский так описывает этот мемориал:
Центром мемориала является часовня в память о погибших солдатах. Внутри она облицована белым мрамором. На стенах размещаются мемориальные доски с указанием сотен имён ополченцев и воинов, отдавших жизни для спасения Могилёва. Для перезахоронения останков солдат создали склеп, который находится под часовней.
Символическим «памятником» на Буйничском поле является и Озеро слёз, возле которого любят гулять местные жители. Это искусственный водоём, который символизирует материнские слёзы о погибших сыновьях.
После посещения мемориала по подземному переходу можно перейти на другую сторону Бобруйского шоссе и попасть в музей под открытым небом - стилизованную белорусскую деревню XIX века. Рядом расположен Могилевский Зоосад. Вас встречает ветряная мельница, расположенная при входе в большое подворье с различными домиками, представляющими разные ремесла. Но прежде всего вы видите красивое белокаменное здание - усадьбу помещика, которую охраняют бронзовые львы. Здесь есть мастерские гончара и резчика по дереву, домик пчеловода и колодцы-клумбы. В мастерской ткача топится печка, здесь главной достопримечательностью является ткацкий станок. Продается одежда с белорусским орнаментом.
В мастерской гончара вам покажут большое количество керамических колокольчиков, звон которых может не только радовать душу, но и лечить тело, оберегать дом, поддерживать мир между супругами.
Но, пожалуй, самым удивительным местом в этом городе мастеров была мастерская плетения из соломы. Различные фигуры из соломки - это не просто игрушки, это символы божества, защитники. Соломоплетение – одно из древнейших ремесел. На черепках древнеегипетской глиняной посуды исследователи находят отпечатки плетеных соломенных изделий.
В Беларуси плетением из соломки занимались издавна. Соломой покрывали крыши жилищ, она шла на подстил и корм скоту, обувала и одевала человека, служила постелью, а в неурожайные годы ее подмешивали в хлеб. Из нее изготавливали домашнюю утварь, головные уборы, игрушки и украшения. Соломенные изделия действительно делают дом или пространство теплым и живым. В музее этнографии в Могилеве такие плетеные конструкции могут достигать в размере около 2 метров. Выглядят эти поделки как синтез традиции и авангарда, потому что в рисунке видятся иной раз геометризмы и подобие архитектурных решений. Плетенки бывают спиральные и объемные, плоские и прямые. В мастерской на окошке стоял соломенный конь - особенно удивляла его грифа, выполненная так искусно, словно речь шла о соломенной ювелирной работе.
Для плетения используют преимущественно ржаную соломку, так как среди злаковых растений стебель ржи имеет наибольшую длину и отличается прочностью. Пшеничная соломка тоже пригодна для плетения, но она короче, грубее и толще ржаной. Для плетения небольших деталей и декоративной обработки изделий используют овсяную солому, которая имеет красивый желтый оттенок, но недостаточно длинный стебель.
Для плетения лучше всего подходит солома, заготовленная вручную, причем заготавливать ее нужно в разные сроки – тогда она будет различных оттенков: от зеленого до ярко-желтого. Солому просушивают, очищают и вымачивают в горячей воде. После этого она становится податливой и эластичной. В народном искусстве часто использовали окрашенную натуральными красителями соломку: ее кипятили в воде с добавлением луковой шелухи для усиления желтого цвета, шишек ольхи или дубовой коры – для придания коричневого оттенка.
Когда ваш глаз и сердце наполнится радостью от всего увиденного, гостю предложат зайти в "Карчму" - пропитанную белорусским национальным колоритом от кончиков дверей до кончиков самовара.