Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Точки бифуркации постсоветского Спюрка

Армянские общины постсоветского пространства проходят свои точки бифуркации. В русскоязычное медиаполе попадают новости, аналитика и вбросы, которые характеризуют наступление нового качества постсоветского Спюрка. После слома СССР прошло чуть больше четверти века. Фактически исчерпанность коммунистической идеи была уже очевидна в 60-е годы. В 1970-80-е годы по республикам снова прошлись командорские шаги. Тогда произошла и пражская весна, и сакральное убийство Минаса Аветисяна, и автокатастрофа, в которую попал с женой Паруйр Севак. При похожих обстоятельствах гибнет белорусский лидер Петр Машеров. 

Представители армянской общины Казахстана на празднике. Фото voxpopuli.kz


При таких тектонических сдвигах постсоветского ландшафта, с постоянно обостряющимся самосознанием его населяющих народов, все оказались в ситуации резкого отторжения друг от друга. При этом «русский мир» уже действовал не как несокрушимая основа, а вел себя, скорее, как постоянно меняющий свою конфигурацию древний океан Тетис, который протекал уже там, где его не пережали, или продолжал разводить национальные континенты так, что русские и белорусы, русские и казахи, армяне и грузины стали бросаться к другим берегам, кто в Турцию, а кто в США. 
Апрель 2016 года, когда армяно-азербайджанский конфликт в Арцахе (Нагорном Карабахе) вошел в свою новую фазу, стал следующей точкой отсчета. Во всяком отношении для армян. Проблемы слабой внешней политики, недовооружение, социально-экономические проблемы, отсутствие у молодого поколения армян четкого понимания, где его будущее – в Армении или за ее пределами - чуть позже вылились в события, связанные с группировкой "Сасна Црер".

Сегодня армянская община России кардинальным образом меняет свою структуру и контент работы. Даже такие ресурсы, как vesti,az выступают с жесткой критикой в адрес азербайджанской общины России, которая стала заметно уступать армянам в развитии культурологических, новостных сайтов, теряя свою "мягкую силу". 
Армянская община идет вглубь и вширь, пытается проанализировать объем и качество тех ресурсов в СНГ, на которые можно опираться. Скорее, у нее есть желание осознать, как работает система в целом, чем разбираться с ее отдельными элементами.

Образец армяно-кыпчакского языка. Молитва «Отче наш» на армяно-кыпчакском языке

Atamïz bizim ki köktäsen,
Ari bolsun atïŋ seniŋ,
Kelsin χanlïχïŋ seniŋ,
Bolsun erkiŋ seniŋ nečik köktä alay yerdä,
Ötmäkimizni bizim kündälik ber bizgä bügün,
Bošat bizgä borčumuznu bizim,
Nečik ki biz bošatïrbiz bizim borčlularïmïzga,
Bermägin bizni sïnamaχlïχka,
Yoχsa χutχar bizni yamandan,
Zerä seniŋdir χanlïχ da χuvat,
Da saŋa haybat meŋilik.
Amen.

Также все эти вопросы реформации затрагивают и общины Центральной Азии. Не потому, что их представляют в роли сдерживающих сил в оси тюркского мира, просто созрело понимание того, что если весь постсоветский Спюрк начинает аккумулировать энергию, то общины, до сегодняшнего дня считающиеся потерянными, тоже начнут усиливать влияние армян в Киргизии, Узбекистане, Казахстане. 
Долгое время раздавались оценки вроде «ну что вы хотите, армян в Казахстане всего 20 тысяч». Когда улицу имени Левона Мирзояна в Астане переименовали, казахский ресурс «Алтынорда» писала о сопротивлении и демагогии армянской общины. Мало того, события развивались перед юбилеем «геноцида» - именно так оценили убийство более миллиона армян в Османской империи. 


У казахов отношение к Левону Мирзояну, который действительно спасал многих представителей казахской интеллигенции от тюрем и голода, было неоднозначным. Допустим, казахской матери-истории государственник и ученый Каныш Сатпаев более ценен, но почему в одном и том же материале выносится противоречивое суждение: политика Левона Мирзояна вела к репрессиям казахов, а геноцид армян заключен в кавычки? Получается, что репрессии казахов –это одно, а убийство армян – это другое. Также с большим скепсисом автор статьи рассуждает о том, что армяне в Казахстане и во всем мире сыграли свою «цивилизационную роль». 

Без кавычек. Цивилизационная роль армянской культуры в сохранении кыпчакского языка. Фото dialogorg.ru


В те дни, наверное, ни один казахский ресурс не выложил публикацию о том, что праязык казахов – кыпчакский был сохранен благодаря армянскому шрифту. 
На днях посол Республики Казахстан в Республике Армения Тимур Уразаев, находясь на брифинге в Астане, призвал соотечественников изучать памятники кыпчакского языка, которые находятся в Матенадаране. Он отметил, что, судя по исследованиям, в некоторых областях Армении прошел достаточно большой период жизни кыпчакских племен. Уразаев даже произнес название «кыпчакских армян», «армянских кыпчаков». И заключил, что «этим вопросом нужно заниматься на методологической основе». 


Это выступление Посла было озвучено именно в тот исторический момент, когда Армения подписала рамочное соглашение с Евросоюзом, что по мнению ряда армянских и проармянских экспертов носит многовекторный характер. По мнению члена Российской ассоциации международного права Дениса Дворникова, это поможет Армении диверсифицировать свою внешнюю политику. При этом Армения остается и в Таможенном, и в Евразийском экономическом союзе.

Мало того, Республика Арцах стала встречаться напрямую с рядом европейских стран, США, выстраивая политику даже вне контекста "Арцах-Армения – союзники". 
Армения и Карабах очень долгое время пытались действовать в связке, и это лишь вызывало встречное желание их политических хейтеров мешать эти двум разом. Киргизия пыталась противодействовать натиску Турции, Азербайджана и держала по Карабаху нейтральную позицию. Представим, как развяжутся у многих руки, если Арцах утвердит свое право действовать в обход Армении, России и станет вести себя как суверенное государство в ряде стран, где сильна армянская община. 

Армения была одним из ключевых узлов Великого Шелкового пути. На фото - Селимский Караван-сарай (static.esosedi.org)


На этой неделе МИД Арцаха находился с государственным визитом во Франции. Был подписан договор с городом Альфорвилем. Этот город-коммуна уже является побратимом Аштараку и Ошакану в Армении, а теперь станет братом и арцахскому Бердзору (Лачину). Новость об этом опубликовала даже такая уважаемая газета как французская ежедневная газета, которая охватывает международные и национальные новости Le Parisien.
А теперь вновь вернемся на Шелковый путь, который в наши дни снова начинает набирать вес как основного евразийского трансграничного проекта. 


То, что армяне сохранили язык кыпчаков, вещь конечно, не ключевая в развитии диалога Армении и Казахстана, но доводы «Золотой Орды», возможно, станут уже менее весомыми. А уж обвинений в том, что маленькая, но гордая Армения считается марионеточным государством, станет несоизмеримо меньше. 
Новые выводы будут вынуждены извлечь и сопредельники, тем более, что хемшильская община Джалал-Абадского района в дни Ошской резни была призвана быть миротворцем. Возможно, мы скоро станем свидетелями открытия посольства Узбекистана, Киргизии в Армении.