Точки бифуркации постсоветского Спюрка
Армянские общины постсоветского пространства проходят свои точки бифуркации. В русскоязычное медиаполе попадают новости, аналитика и вбросы, которые характеризуют наступление нового качества постсоветского Спюрка. После слома СССР прошло чуть больше четверти века. Фактически исчерпанность коммунистической идеи была уже очевидна в 60-е годы. В 1970-80-е годы по республикам снова прошлись командорские шаги. Тогда произошла и пражская весна, и сакральное убийство Минаса Аветисяна, и автокатастрофа, в которую попал с женой Паруйр Севак. При похожих обстоятельствах гибнет белорусский лидер Петр Машеров.
При таких тектонических сдвигах постсоветского ландшафта, с постоянно обостряющимся самосознанием его населяющих народов, все оказались в ситуации резкого отторжения друг от друга. При этом «русский мир» уже действовал не как несокрушимая основа, а вел себя, скорее, как постоянно меняющий свою конфигурацию древний океан Тетис, который протекал уже там, где его не пережали, или продолжал разводить национальные континенты так, что русские и белорусы, русские и казахи, армяне и грузины стали бросаться к другим берегам, кто в Турцию, а кто в США.
Апрель 2016 года, когда армяно-азербайджанский конфликт в Арцахе (Нагорном Карабахе) вошел в свою новую фазу, стал следующей точкой отсчета. Во всяком отношении для армян. Проблемы слабой внешней политики, недовооружение, социально-экономические проблемы, отсутствие у молодого поколения армян четкого понимания, где его будущее – в Армении или за ее пределами - чуть позже вылились в события, связанные с группировкой "Сасна Црер".
Сегодня армянская община России кардинальным образом меняет свою структуру и контент работы. Даже такие ресурсы, как vesti,az выступают с жесткой критикой в адрес азербайджанской общины России, которая стала заметно уступать армянам в развитии культурологических, новостных сайтов, теряя свою "мягкую силу".
Армянская община идет вглубь и вширь, пытается проанализировать объем и качество тех ресурсов в СНГ, на которые можно опираться. Скорее, у нее есть желание осознать, как работает система в целом, чем разбираться с ее отдельными элементами.
Также все эти вопросы реформации затрагивают и общины Центральной Азии. Не потому, что их представляют в роли сдерживающих сил в оси тюркского мира, просто созрело понимание того, что если весь постсоветский Спюрк начинает аккумулировать энергию, то общины, до сегодняшнего дня считающиеся потерянными, тоже начнут усиливать влияние армян в Киргизии, Узбекистане, Казахстане.
Долгое время раздавались оценки вроде «ну что вы хотите, армян в Казахстане всего 20 тысяч». Когда улицу имени Левона Мирзояна в Астане переименовали, казахский ресурс «Алтынорда» писала о сопротивлении и демагогии армянской общины. Мало того, события развивались перед юбилеем «геноцида» - именно так оценили убийство более миллиона армян в Османской империи.
У казахов отношение к Левону Мирзояну, который действительно спасал многих представителей казахской интеллигенции от тюрем и голода, было неоднозначным. Допустим, казахской матери-истории государственник и ученый Каныш Сатпаев более ценен, но почему в одном и том же материале выносится противоречивое суждение: политика Левона Мирзояна вела к репрессиям казахов, а геноцид армян заключен в кавычки? Получается, что репрессии казахов –это одно, а убийство армян – это другое. Также с большим скепсисом автор статьи рассуждает о том, что армяне в Казахстане и во всем мире сыграли свою «цивилизационную роль».
В те дни, наверное, ни один казахский ресурс не выложил публикацию о том, что праязык казахов – кыпчакский был сохранен благодаря армянскому шрифту.
На днях посол Республики Казахстан в Республике Армения Тимур Уразаев, находясь на брифинге в Астане, призвал соотечественников изучать памятники кыпчакского языка, которые находятся в Матенадаране. Он отметил, что, судя по исследованиям, в некоторых областях Армении прошел достаточно большой период жизни кыпчакских племен. Уразаев даже произнес название «кыпчакских армян», «армянских кыпчаков». И заключил, что «этим вопросом нужно заниматься на методологической основе».
Это выступление Посла было озвучено именно в тот исторический момент, когда Армения подписала рамочное соглашение с Евросоюзом, что по мнению ряда армянских и проармянских экспертов носит многовекторный характер. По мнению члена Российской ассоциации международного права Дениса Дворникова, это поможет Армении диверсифицировать свою внешнюю политику. При этом Армения остается и в Таможенном, и в Евразийском экономическом союзе.
Мало того, Республика Арцах стала встречаться напрямую с рядом европейских стран, США, выстраивая политику даже вне контекста "Арцах-Армения – союзники".
Армения и Карабах очень долгое время пытались действовать в связке, и это лишь вызывало встречное желание их политических хейтеров мешать эти двум разом. Киргизия пыталась противодействовать натиску Турции, Азербайджана и держала по Карабаху нейтральную позицию. Представим, как развяжутся у многих руки, если Арцах утвердит свое право действовать в обход Армении, России и станет вести себя как суверенное государство в ряде стран, где сильна армянская община.
На этой неделе МИД Арцаха находился с государственным визитом во Франции. Был подписан договор с городом Альфорвилем. Этот город-коммуна уже является побратимом Аштараку и Ошакану в Армении, а теперь станет братом и арцахскому Бердзору (Лачину). Новость об этом опубликовала даже такая уважаемая газета как французская ежедневная газета, которая охватывает международные и национальные новости Le Parisien.
А теперь вновь вернемся на Шелковый путь, который в наши дни снова начинает набирать вес как основного евразийского трансграничного проекта.
То, что армяне сохранили язык кыпчаков, вещь конечно, не ключевая в развитии диалога Армении и Казахстана, но доводы «Золотой Орды», возможно, станут уже менее весомыми. А уж обвинений в том, что маленькая, но гордая Армения считается марионеточным государством, станет несоизмеримо меньше.
Новые выводы будут вынуждены извлечь и сопредельники, тем более, что хемшильская община Джалал-Абадского района в дни Ошской резни была призвана быть миротворцем. Возможно, мы скоро станем свидетелями открытия посольства Узбекистана, Киргизии в Армении.