Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Декабристы в Армении: Петр Бестужев

Вскоре после разгрома Восстания декабристов на Сенатской площади в 1825 году последовал суд над его участниками. Пятеро декабристов — Павел Пестель, Кондратий Рылеев, Сергей Муравьёв-Апостол, Михаил Бестужев-Рюмин и Петр Каховский — были казнены. Остальные, разжалованные в солдаты, были сосланы в Сибирь. Другим местом ссылки стал Кавказ.

Историк Мкртич Нерсисян (1910–1999) в своем исследовании «Декабристы в Армении в 1826–1828 годах» пишет: «Общее число декабристов и „прикосновенных“ к их делу лиц, а также рядовых участников восстания (солдат, матросов), отправленных на Кавказ, превышало три тысячи. Большинство из них побывало в Закавказье, в частности в Армении, и принимало активное участие в русско-персидской войне 1826–1828 гг., войне, одним из важных результатов которой было освобождение Восточной Армении от ига персидских поработителей и присоединение ее к России». Среди сосланных на Кавказ декабристов был Петр Александрович Бестужев.

Василий Тимм (1820–1895). «Декабристы на Сенатской площади». Фото: wikipedia.org

Петр Бестужев родился в 1803 году в семье писателя Александра Федосеевича Бестужева. Александр Федосеевич и поэт-публицист Иван Пнин вместе издавали «Санкт-Петербургский журнал», на страницах которого пропагандировали идеи французских просветителей, передовые материалистические и экономические идеи, свободу печати.

Все сыновья Александра Бестужева — Николай, Александр, Михаил и Петр — принимали участие в заговоре декабристов. Участие самого младшего Павла в событиях 14 декабря доказано не было, однако и он прошел дорогой ссылки.

Николай и Михаил были сосланы в Сибирь. Сестры Елена, Мария и Ольга добились разрешения разделить ссылку с братьями. Александра, Петра и Павла сослали на Кавказ в действующую армию.

Александр Федосеевич Бестужев (1761–1810), отец Петра Бестужева. Фото: wikipedia.org

Литературовед Марк Азадовский отмечал демократические традиции семьи Бестужевых: «И как ни различны были характеры братьев, все же можно говорить о некоем „бестужевском“ духе в семье: их всех объединяло отношение к своим обязанностям в обществе, объединяла, наконец, ярко выраженная у всех братьев глубокая любовь к родине и страстная ненависть к деспотизму и крепостному праву».

В 1825 году Петр Бестужев служил мичманом 27-го флотского экипажа. Он был хорошо знаком с творчеством Александра Пушкина и Александра Грибоедова. После разгрома восстания Петр, отвечая на вопросы следствия о стихотворениях Пушкина, ставил на первое место оду «Вольность», а на второе — «Деревню». Дух свободомыслия зародили в нем и повесть Александра Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» и труд Дениса Фонвизина «Рассуждение о непременных государственных законах».


Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Александр Пушкин. Из стихотворения «Деревня», 1819


В 1825 году в «Северное общество» Петра Бестужева принял его брат Александр. Вскоре и сам Петр принял туда нового члена — лейтенанта 2-го флотского экипажа Николая Чижова.

Петр Бестужев принимал непосредственное участие в событиях на Сенатской площади. 14 декабря Александр Якубович отказался исполнить поручение общества и вывести к Зимнему дворцу гвардейцев Морского экипажа. Туда с инструкциями Кондратия Рылеева и брата Александра поехал Петр Бестужев, чтобы призвать матросов к отказу от присяги и выходу на Сенатскую площадь. После он поддерживал связь между гвардейским экипажем и восставшим Московским полком.

Карл Кольман. «На Сенатской площади, 14 декабря 1825 года», ок. 1825–1826. Фото: wikimedia.org

Петр Бестужев был арестован 15 декабря и заключен в Петропавловскую крепость. По приговору Верховного уголовного суда в 1826 году он был осужден к лишению чинов «и написанию в рядовые до выслуги, с определением в дальние гарнизоны без лишения дворянства». Указом Николая I был назначен в полевые полки Кавказского корпуса. С 1827 года Петр Бестужев начал службу в Ширванском пехотном полку. Любовь к литературе не оставляла его и в условиях войны. Он участвовал в издании рукописной гарнизонной газеты «Ахалцихский Меркурий» с описаниями событий и подвигов военных походов, картин военного быта и местными очерками.

В апреле 1827 года авангард главных сил действующего Кавказского корпуса вступил в Эриванское ханство. Петр Бестужев со своим полком принимал участие почти во всех его боевых действиях — в занятии Эчмиадзина, во многих стычках с персидскими войсками под Сардарапатом, в блокаде крепости Эривань. Бестужев находился также в рядах тех русских войск, которые в конце июня заняли Нахичевань, а в начале июля — крепость Аббасабад.

Петр Бестужев, будучи рядовым Ширванского пехотного полка, 21 мая 1828 года был произведен в унтер-офицеры. По этому поводу его брат Александр Бестужев в письме от 14 декабря 1828 года к старшим братьям Николаю и Михаилу писал, что Петр «после славных боев с персиянами, после тысячи болезней и тысячи нападений, произведен в унтер-офицеры своего Ширванского, считающегося храбрейшим из храбрых».

Януарий Суходольский. «Ахалцихское сражение 1828 года», 1839. Фото: wikipedia.org

В 1828–1829 годах Петр Бестужев участвовал в сражениях Русско-турецкой войны. В августе 1828-го он был ранен при штурме крепости Ахалцих. В мае 1832 года — уволен «за ранами» от службы (в действительности заболел тяжелой психической болезнью) и отдан под опеку матери Прасковье Михайловне, с воспрещением въезда в столицы. В 1840 году по ходатайству матери его поместили в больницу «Всех скорбящих» в Санкт-Петербурге, где он умер через месяц.

«Памятные записки. 1828–1829 годы» — в них Петр Александрович Бестужев пишет о впечатления «из-под тяжести солдатского ружья». Свой труд он характеризует как заметки «чувствительного путешественника». Особым чувством проникнуто описание его встречи с младшим братом Павлом и с Александром Грибоедовым. Вот что он пишет о встрече с Грибоедовым: «До рокового происшествия я знал в нем только творца чудной картины современных нравов, уважал чувство патриотизма и талант поэтический. Узнавши, что я приехал в Тифлис, он с видом братского участия старался сблизиться со мною. Слезы негодования и сожаления дрожали в глазах благородного; сердце его обливалось кровию при воспоминании о поражении муках близких ему по душе, и, как патриот и отец, сострадал о положении нашем. Невзирая на опасность знакомства с гонимыми, он явно и тайно старался быть полезным. Благородство и возвышенность характера обнаружились вполне, когда он дерзнул говорить государю в пользу людей, при одном имени коих бледнел оскорбленный властелин!».

Использованная литература:

1. Воспоминания Бестужевых. — Санкт-Петербург : Наука, 2005.

2. Нерсисян М.Г. Декабристы в Армении в 1826–1828 гг. ‖ Декабристы в Армении. — Букинистическое издание. — Ереван : Изд. Ереванского унив., 1975. — С. 40–43.

3. Азадовский М.К. Мемуары Бестужевых как исторический и литературный памятник ‖ Воспоминания Бестужевых. — Санкт-Петербург : Наука, 2005.

4. Азадовский М.К. Комментарии ‖ Воспоминания Бестужевых. — Санкт-Петербург : Наука, 2005.

5. Бестужев П.А. Из «Памятных записок» ‖ feb-web.ru.