Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Армяне России - кто мы и куда идем?

Состояние армянской диаспоры в России можно определить как детерминированный хаос. Этот термин используется для физического и математического моделирования поведения рыб.
Для преодоления длинных дистанций они объединяются в косяки. Условно рыбы движутся в одном направлении, однако при изменении скорости некоторых участников в косяке возникает малое отклонение одной, а затем и группы рыб, которое растет со временем. 
Так возникает детерминированный хаос. В этих условиях и у рыб «посередине» поведение меняется. 
Сегодня у нас нет единой объединяющей организации. Это связано с фактическим бездействием и аморфностью Союза армян России с момента создания. Эта структура создала вовне имидж единственной действующей платформы для армян, проживающих в стране. Однако внутренний спрос остался неудовлетворенным с самого зарождения организации в начале 2000-ых годов.
Собравшаяся в надеждах активная часть проживающих в России армян столкнулась с реальностью, в которой ни одна организация не смогла представить понятные правила объединения, работы, наработки социального капитала и перераспределения общественных благ.
Сбившись с направления, люди стали примыкать к отдельным разнонаправленным объединениям, за которыми где-то религиозные организации, где-то – политические партии, где-то частные инициативы. 
Важно понимать, что большая часть армян, проживающих в России, является мигрантами первого поколения. Теория динамических систем утверждает, что детерминированный хаос поддается определению физическими законами. Уверен, что во втором поколении армян появятся люди, которые смогут обобщить лучшие практики по сохранению нашей идентичности и найти тот путь, который позволит сплотиться самой крупной и пассионарной диаспоре армян в мире. 
Эксперты склоняются к тому, что наибольшего успеха добились армяне Италии. Мхитаристы сумели не только соорганизоваться, и сохранить культурное наследие армян. Они создали систему, обеспечивающую воспроизведение языка, истории и культуры во втором и последующих поколениях на протяжении 300 лет.

Ключевое отличие российской диаспоры от зарубежных – незрелость. С 1991 года прошло не так много времени, и это видно как по состоянию самой страны, вернувшей веками утерянный суверенитет, так и по новым общинам. 
В европейских странах общины зачастую имеют столетнюю историю, связанную с беженцами из Западной Армении. Они выстраиваются вокруг церквей, получают в собственность недвижимость, которая решает вопрос финансирования. Со временем встраиваются в общественную и государственную жизнь страны пребывания: добиваются взаимозачета дисциплин между государственными и воскресными школами при церкви (Австрия), создают группы интересов и давления (Франция), участвуют в государственной межнациональной политике (Германия, Швеция). 
Их отношение к Армении с одной стороны снисходительное, с другой – всепрощающее: они - армянские власти - молодые, нужно время, чтобы политическая культура в стране выросла. А мы можем только помогать тем, кто является легитимным руководством сегодня, создавать условия для возникновения устойчивых институтов.