Франсуа Берлеан в фильме Кристофа Барратье «Хористы»
Французский актер Франсуа Берлеан родился в 1952 году в Париже в семье армянина, выходца из Российской империи, и француженки. Берлеан начинал в популярной комедийной театральной труппе Le Splendid (фр. «Великолепный»). Основали ее в 1970-х актеры Кристиан Клавье, Мишель Блан, Жерар Жюньо и Тьерри Лермитт, дружившие с детства. В будущем Берлеан и Жюньо сыграют вместе в нескольких фильмах, среди которых комедия Мартина Валенте «Папаши-2» и прекрасная музыкальная драма Кристофа Барратье «Хористы».
В кинобиографии Франсуа Берлеана множество ролей как второго плана, так и первого. Известность к нему пришла благодаря исполнению ролей второго плана в фильмах режиссера французской «новой волны» Луи Маля — «До свидания, дети» (1987) и «Милу в мае» (1990). В 2000 году Берлеан был награжден премией «Сезар» за лучшую мужскую роль второго плана в комедийной драме Пьера Жоливе «Мой маленький бизнес». В 2003-м он был номинирован на ту же премию, но уже в категории «Лучший актер» за роль в фильме «Как скажешь» (режиссер Гийом Кане). Награда к Берлеану в руки, к сожалению, не ушла, а ведь роль высокомерного и заносчивого телевизионного продюсера Жана-Луи Брусталя многими считается одной из его лучших.
В 2005 году Франсуа Берлеан исполнил заглавную роль в драме с элементами черной комедии «Эди» (режиссер Стефан Гуэрин-Тилли). Эди — страховой агент, переживающий тяжелейшую депрессию. Он пьет по ночам и бесконечно слушает джаз, изводя своих соседей. Несколько его попыток самоубийства оборачиваются неудачей, а одна из них и вовсе смертью случайного прохожего…
Роль Эди Франсуа Берлеан называет одной из своих самых любимых. В интервью сайту Ecranlarge.com он говорит: «Играть парня на грани самоубийства, который к тому же совершил преступление, было очень интересно. Наконец-то мне никто не говорил, что я должен изобразить в этой сцене, что в другой. Так совпало, что, когда я начал сниматься, я был в жуткой депрессии, и в конце я вернул Эди радость к жизни. Но это не совсем актерские навыки, это более инстинктивно и субъективно».
Персонажи вроде Эди близки Франсуа Берлеану. Воплощение их образов удается ему с высоким мастерством. Хороши и его роли «злодеев» и негодяев. Как-то он признался в интервью все тому же сайту: «Многие актеры отказываются играть сволочей и мужей-рогоносцев. Я отношусь к этому по-другому. Это как раз по мне. Я обожаю защищать разного рода малоприятных типов. Мне, конечно, могут предложить роль самаритянина. Это меня тоже заинтересует. Я переиграл уже, кажется, всех мыслимых негодяев и теперь не против разнообразить палитру персонажей. А вообще мне очень комфортно в театре, там больше ролей, которые близки мне лично… Нет, наверное, все-таки глубокие отрицательные натуры мне ближе, чем аббаты».
В 2004 году Кристоф Барратье снял фильм «Хористы», ставший адаптацией фильма Жана Древиля «Клетка с соловьями» (1945). «Хористы» принесли своему режиссеру славу. Барратье написал слова одной из песен фильма — Look To Your Path (Vois Sur Ton Chemin). С этой композицией он был номинирован на «Оскар» в категории «Лучшая песня». Сам фильм номинировали на «Оскар» в категории «Лучший фильм года на иностранном языке». Правда, в обоих случаях награды фильму не достались. «Хористы» были удостоены двух статуэток «Сезар» — в номинациях «Лучшая музыка» (Брюно Куле) и «Лучший звук».
Действие картины разворачивается в послевоенной Франции. Идет 1949 год. Война закончилась, но очень многое еще о ней напоминает. Она оставила столько детей сиротами, забрав их родителей. Если же родители и живы, то им так сложно прокормить ребенка, что они вынуждены отдать его в приют.
В один из таких приютов-интернатов судьба заносит учителя музыки Клемана Матьё (Жерар Жюньо). «Дно пруда» — так называется интернат — собрал под своей крышей трудных детей, озлобленных на мир и на взрослых. А ведь их обида вполне понятна. Матьё сталкивается в интернате с жестокими методами работы педагогов. Во главе интерната стоит строгий и непреклонный директор Рашен (Франсуа Берлеан). Главный принцип его работы «Акция = реакция», смысл которого сводится к жестокому наказанию после каждой детской выходки. Он не видит и не понимает (а может, просто не хочет), что его методы причиняют детям только вред.
К удивлению Рашена, Матьё — добрый, чуткий и отзывчивый человек — находит с «трудными» детьми общий язык. Помогает же ему в этом музыка. Ведь она, трогая струны души, объединяет, примиряет и делает лучше. В его портфеле хранятся некогда сочиненные им многочисленные музыкальные произведения. Матьё, несмотря на скепсис Рашена, организовывает школьный хор.
Фильм «Хористы» — удивительный по своей доброте — еще раз рассказывает нам, что не бывает плохих детей, бывают плохие взрослые. Взять, например, Пьера Моранжа — одного из воспитанников интерната, «признанного хулигана», выгнанного за плохое поведение из школы. Его мать с утра до вечера трудится, в свободные минуты навещая сына. Пьер на самом деле оказывается добрым мальчиком, как в общем-то и все остальные дети. К тому же, он еще и обладатель уникального природного голоса. Пьер сразу становится солистом хора.
Знакомство Матьё с этими ребятами стало подарком судьбы. Дети разглядели в нем друга, увидевшего их настоящих и поверившего в то, что и для них есть будущее. И сам Матьё, тоже одинокий и потерявшийся в жизни, обретает друзей и даже больше — семью.
Роль директора Рашена неслучайна для Франсуа Берлеана. В детстве он страдал дислексией, нервным тиком и заиканием. Школа была для него кошмаром. Мальчика даже пытались поместить в психлечебницу. Но этого ему чудом удалось избежать. Роль жестокого директора, возможно, позволила Берлеану, вернувшись в прошлое, вновь пройти через страхи детства, а тем самым преодолеть их. Его прошлое предстало перед ним с другого ракурса. За роль Рашена Франсуа Берлеан был номинирован на премию «Сезар» в категории «Лучший актер второго плана».