Уникальное исследование об "Архиве Харджиева" представят на книжной ярмарке non/fiction
Уникальную книгу "Фонд Харджиева" представят на книжной ярмарке Non/fiction фонд IN ARTIBUS в сотрудничестве с РГАЛИ.
Фонд IN ARTIBUS издал полное трехтомное издание архива Николая Харджиева, в которое войдут ранее никогда не публиковавшиеся документы. В архиве, в частности, находятся рукописи Казимира Малевича, Эль Лисицкого, переписки Михаила Матюшина, документы, связанные с Еленой Гуро, Нико Пиросмани, Михаилом Врубелем, книги, оформленные Наталией Гончаровой, Ольгой Розановой, Давидом Бурлюком, и многое другое.
Николай Иванович Харджиев (1903, Каховка- 1996, Амстердам) - писатель, историк новейшей литературы и искусства, текстолог и коллекционер. Его отец - армянин, мать - гречанка из Смирны. "По образованию" был одесситом - окончил юридическое отделение местного университета и вращался в местных же богемно-поэтических кругах. Николай Харджиев был дружен с очень многими выдающимися авангардистами. Среди них - Хармс, Введенский, Заболоцкий, Хлебников, Татлин, Малевич.
Николай Харджиев в 1928 году, живя в Кунцеве у поэта Эдуарда Багрицкого, познакомился с Осипом Мандельштамом, который позже говорил, что у Харджиева «абсолютный слух на стихи».
В 1930 году произошло знакомство с Анной Ахматовой. Знакомство это перешло в многолетнюю дружбу, о чём красноречиво свидетельствуют надписи на на подаренных Ахматовой книгах.
Осенью 1941 года, во время наступления немцев на Москву, Харджиев со своим другом Владимиром Трениным записался в ряды ополченцев в Союзе писателей. Ополченцев в штатской одежде отправили пешком к линии фронта. Городские ботинки быстро развалились, Харджиев шёл практически босиком, простудился и почти в беспамятстве был оставлен в глухой деревушке далеко от Москвы. Весь отряд погиб, среди погибших был и Тренин. Харджиев был награждён медалью «За оборону Москвы».
В ноябре 1941 года эвакуировался в Алма-Ату, где работал в сценарном отделе «Мосфильма» у Сергея Эйзенштейна.
Харджиеву собрал богатейшую коллекцию русского авангардного искусства, книжных изданий и документов эпохи. По словам самого Харджиева, «такого не было в Ленинской библиотеке», «такого не было в государственных собраниях». Авторы сами дарили ему свои произведения, как другу и человеку, понимающему их творчество. Все эти бесценные ныне автографы он собирал и изучал в то время, когда ими мало кто интересовался, и сохранял в годы гонений на их авторов.
В последние годы жизни учёного, когда коллекция стала стоить миллионы, её «разворовали в пух и прах». В конце концов, Николай Иванович, которого считали крайне недоверчивым, стал жертвой именно своей доверчивости, положившись на помощь алчных, лишённых стыда людей — ему даже в голову не приходило, что они могут оказаться столь непорядочными.
В 2004 году российские представители начинают переговоры с голландской стороной о передаче в РГАЛИ архивной части коллекции Харджиева для воссоединения двух частей архива. В 2006 году был подписан договор о проведении научного описания обеих частей и микрофильмировании всех материалов, для последующего обмена микрофильмами.
14 декабря 2011 года в Российский государственный архив литературы и искусства была возвращена из Нидерландов уникальная коллекция русского авангарда из архива Николая Ивановича Харджиева.
«Общий объём переданной в РГАЛИ голландской части архива — 1427 единиц хранения с материалами А. Кручёных, Эль Лисицкого, К. Малевича, Г. Клуциса, И. Клюна, М. Ларионова, О. Мандельштама, В. Хлебникова». По словам Татьяны Горяевой, директора РГАЛИ, в Москву вернулась только архивная части коллекции Харджиева — живописные произведения по-прежнему находятся за границей.