Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Греко-армянская империя (часть вторая)

Армянский музей Москвы представляет вашему вниманию продолжение главы о греко-армянской династии византийских императоров из книги В. Арцруни и А. Василенко «Тысячелетия рода Арцруни» (отрывки).

Герб рода Арцруни

Маттеос Урхайеци приводит больше фактов, которые свидетельствуют о расположенности Василия II к армянам.

В 1016 году произошло вторжение в Армению тюрок-сельджуков. Маттеос Урхайеци повествует об этом со всей силой эмоциональности того времени, наполненного ожиданием конца света:

«Когда армянское летоисчисление достигло 465 года, проснулся страшный гнев Божий и пал на весь христианский народ, ибо пробудился губительный вишап со своим смертоносным огнем и поразил верующих и Святую Троицу. В эти дни составилась рать из племени неверных, которые зовутся турками, и они вступили в армянскую страну и, безжалостно предав острию меча, перебили верующих во Христе. До этого ни разу не видели турецкого конного войска, и, встретившись с ним, увидели, что отличны они обликом — вооружены луками, с распущенными волосами, как у женщин».

Когда тюрки-сельджуки вторглись в Васпуракан, старший сын Сенекерима Давид собрал отряды армянской знати и выступил навстречу врагу. Завязалась упорная битва. Армяне были не в состоянии защищаться от стрел противника, но, тем не менее, бесстрашно атаковали с обнаженными мечами и уничтожили многих тюрок. Но и те поразили стрелами многих бойцов Давида.

Армянам пришлось отступить. Когда Давид рассказал отцу о том, как вооружены и сражаются тюрки, Сенекерим так огорчился, что перестал принимать пищу и целые ночи стал проводить без сна, отыскивал смысл происходящего в прорицаниях пророков и словах вардапетов. Ему показалось, что он нашел объяснение в следующих пророчествах, которые приписывали Святому Нерсесу:

«В те времена они будут скитаться с востока на запад, с севера на юг, и не найдут покоя на земле, ибо долины и горы будут залиты кровью. Сатана освободится от уз».

В ситуации, осознаваемой как «конец света», естественно было обратиться за помощью к Византии, которую многие тогда отождествляли с идеальной христианской державой.

Согласно одной из версий, после вторжения тюрок-сельджуков Сенекерим сообщил письмом Василию II о желании обменять Васпуракан на территорию империи. Обмен землями не был редким явлением в практике феодлаьного общества. Получив это послание, византийский император попросил, чтобы армянский царь прислал в Константинополь своего сына Давида. Сенекерим отправил в столицу империи вместе с сыном целую делегацию, в которую входили епископ и многие представители знати. Василий II ласково принял Давида, ввел его в храм Святой Софии и усыновил (такова была византийская форма принятия государей в вассальную зависимость). Император щедро одарил Давида, отправив его обратно к отцу. Сенекериму он обещал вместо Васпуракана пожаловать Себастию со множеством гаваров.

Католикос Петрос I Гетадарц

Сенекерим стал основательно обустраиваться на новом месте. Возникли города Акн на Ефрате и Арабкир. Сенекерим взял с собой самые священные реликвии из своего царства, в первую очередь Святой Крест из Варагского монастыря, обители епископа Вана. В новом месте он построил для хранения этого креста монастырь Пресвятого Креста. Многие священнослужители последовали за государем. Среди них монахи Нурекского* монастыря, которые взяли с собой мощи покровителя обители – Святого Григория. Они построили монастырь и назвали его Нурекским *. Католикос Петрос I тоже перебрался в Севастию. Надо сказать, что по соглашению с византийским императором во владении Сенекерима оставались 75 монастырей Васпуракана с принадлежащими им поселениями и деревнями.

Сенекерим и Василий II оба умерли в 1025 году. Смерть византийского императора предвещала близкий конец царствования македонской династии. Как писал Аристакес Ластиверци, «могущественный император, постоянный победитель в войнах, подчинивший множество стран, увлеченный подвигами мужества, Василий не позаботился взять жену и вырастить сынов — наследников, как-то положено царям». Остались после него его брат Константин с двумя дочерьми — Зоей и Феодорой.

По утверждению Маттеоса Урхайеци, умирая, Василий II завещал брату Константину VIII относиться к армянам с отцовской любовью и оставил на его попечение сынов Сенекерима. Возможно, он предчувствовал, что у них будут проблемы на новой родине. Возможно, и Сенекерим, который умер немного раньше в том же 1025 году, уже ощутил это и завещал похоронить себя в Васпуракане в Варагском монастыре и вернуть туда Святой Крест.

Иисус Христос с предстоящими — императором Константином XI Мономахом и императрицей Зоей. Мозаика XIV века. Собор Святой Софии

Константин VIII пережил брата всего на три года и умер в 1028 году. После него на византийский трон поднимались один за другим мужья дочери Константина VIII Зои, несравнимые по уровню понимания государственных проблем с вышеупомянутыми представителями македонской династии. Они подтачивали основы империи, заложенные их славными предшественниками. Менялось и положение армян на территории Византийской империи.

В 1059 году пришлось расстаться с иллюзией, что переход на территорию Византийской империи избавит от нападения тюрок-сельджуков. Маттеос Урхайеци создает горестную картину бедствий, которые обрушились в это время на жителей Себастии.

Византийские императоры после Константина VIII занимались не защитой новых подданных армян, а уничтожением их государственности и независимости Армянской Апостольской церкви. Константин IX Мономах обманом выманил из Ани Гагика II Багратида, ставшего в 1042 году императором** Великой Армении после смерти Йованнеса III Смбата, и насильно удерживал его до тех пор, пока католикос Петрос I не отдал Византии в 1045 году столицу Ани со всеми крепостями Ани. После этого византийский император повелел Гагику II жениться на дочери Давида, сына Сенекерима, поскольку тот не оставил после себя наследников мужского пола.

Маттеос Урхайеци, обобщая опыт проживания армян в Византийской империи, с высоты XII века, упрекает византийских императоров и греческое духовенство за то, что они «ведут войну» — угнетают армян навязыванием препирательств по поводу вероисповедания.

Еще известно о мытарствах Атома и Абусахла, отстаивавших веру предков, во врмея краткого правления византийского императора Романа IV Диогена (1067-1071). В 1071 году тот прибыл с армией в Себастию, изгнал Атома и Абусахла и приказал разграбить город. Он поклялся, что по возвращении из похода на тюрок-сельджуков уничтожит веру армян. Но потерпев сокрушительное поражение под Манзикертом (1071 год), лишился трона и был ослеплен.

После смерти Атома и Абусахла в 1085 году армянское царство, основанное Сенекеримом в Себастии, перестало существовать.

* Речь идет о Нарекском монастыре, расположенном к югу от озера Ван (прим. наше).
** Гагик II - Король Великой Армении в 1041—1045гг. (прим. наше).