Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Здесь жил Сарьян

Сегодня в Москве состоялось торжественное открытие мемориальной доски в доме, где жил Мартирос Сарьян, в одном из тех самых "переулочков Арбата", а именно в Карманицком. Художник родился и вырос в Новой Нахиджевани. В Москву приехал в 1897 году  семнадцатилетним юношей, чтобы получить образование. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, учился у Коровина и Серова. Сарьян активно участвовал в художественной жизни Москвы, был участников художественных групп "Голубая роза","Четыре искусства", участвовал в выставках знаменитого объединения "Мир искусства". Об этом его арбатском адресе до сих известно было немного, по крайней мере, упоминаний в популярной биографической литературе. И вот, свершилось. Открывается мемориальная доска. Возможно, теперь и важнейшем периоде в жизни мастера, московском, заговорят с большей охотой, чем это было раньше. И вот, Дни армянской культуры в России, открытие выставки Сарьяна в Третьяковке, и - мемориальная доска Карманицком.

 

Сама эта новость об открытии мемориальной доски была бы простым протокольным сообщением, если бы не история ее создания. Обращение с просьбой установить Мемориальную доску на доме, в котором когда-то жил Сарьян к правительству Москвы  было отправлено давно, еще восемь лет назад. Написала его внучка Мастера и директор Дома-музея в Ереване Рузанна Сарьян. Как и полагается в таких случаях, письмо было направлено в Посольство Республики Армения, где  пролежало в архиве.все эти годы. К счастью, времена изменились, пришли новые, амбициозные кадры, любящие и умеющие работать, и забытому делу дали ход.

 

А дальше все, как у нас обычно бывает. Нашелся автор, который проделал всю работу просто ради памяти Мастера - технические расчеты, разработку макета и собственно, доску изготовил Ашот Тадевосян.


Эта история очень показательна: все лучшее в Армянском мире держится на частной инициативе. Даже работа такого серьезного ведомства, как официальное представительство страны очень зависит от того, кто им руководит. Даже создание мемориальной доски мастера такого значения как Сарьян - становится вопросом не государственным, а частным.  Это не плохо и не хорошо - это наши реалии, и нам только и остается что учитывать их в грядущих инициативах.

Интересно другое - история создания мемориальной доски в Карманицком переулке так похожа на судьба самого Сарьяна. Художник, создатель Новой школы армянской живописи, основатель нескольких музеев, педагогической системы, благодаря которой наша живопись по качеству идет в ногу с лучшими школами мира. Сарьян всю жизнь делал то, что считал нужным делать сам, поддерживал те инициативы, которые считал полезными для народа - не ждал программ, постановлений, линий. Армянский мир держится на индивидах. Так было до Сарьяна, так было с ним, и так будет всегда.