Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Интервью Рубена Григоряна о Левоне Айрапетяне

Рубен Григорян о личном отношении к трагическим событиям, связанным со смертью Левона Айрапетяна.

В тюрьме скончался многим известный Левон Айрапетян. Кажется, с ним ушел какой-то промежуток времени, какая-то эпоха, пусть не большая. Время несет важный смысл для нас. Время, которое обычно вспоминают с теплом. Наверное, из-за того, что именно тогда у нас была масса возможностей, чтобы сделать что-то важное и значимое. В общем, время упущенных возможностей и надежд.

И опять о старом.

Видимо, хочется говорить об этом потому, что наболевшая тема. Потому что очень и очень хочется, чтобы было иначе, чтобы держались мы друг за друга, чтобы помогли в трудную минуту, чтобы боль одного из нас несли и другие. Чтобы такие красивые и сердобольные слова, так часто повторяемые нами, армянами, «цавт танем» в наших устах звучали не такими пустыми и притворными. И это всё только по той простой причине, что мы, армяне, одной крови, одной нации и гена. 

И опять как будто в ушах звучат одни и те же слова, как было бы хорошо, если бы…

Я Левона Айрапетяна не знал близко и не дружил с ним, как бы друг дружил с другом. Но, казалось мне, что он, в отличие от других, честнее и прямо может сказать, кто есть кто. Порядочный или нет. В общем, негодяя мог назвать своим именем. Наверное, из-за этого многие его и не любили. И, конечно, он любил  свою родину, свои порядки, традиции. И очень желал, чтобы армяне жили и размножались. Ведь многие помнят 700 венчаний-свадеб в Карабахе, что он организовал. Он хотел, чтобы нас стало больше. Наверное, его сердце немного больше болело от генетической памяти, что называется Геноцид Армян,
чем у большинства других. У тех особенно, которые, имея возможности, не сделали теперь, уже понятно, ничего для его спасения. 

И речь, конечно, не идёт о том, он виноват или нет. Сейчас разве об этом речь? Речь в большей степени о нас с вами и о морали, которая обосновалась в нас крепко-крепко в уродливой форме. 

Мы — армяне, те, которые молча несут это бремя унижения достоинства своего народа. День за днём, день за днём, и в событиях, и в словах, и в Армении, и в диаспоре — особенно в России, терпят нынешнее состояние, не понимая, что они терпят оскорбления лично в их адрес. 

И почему так?

Потому что — трусы, и не как иначе это не назовёшь, обидится кто-нибудь на слово трус или нет, но это так и есть. Разве не трусы те, которые молча смотрят, как уничтожаются идеи единения нации и диаспоры. Предпосылки, энтузиазм и когда-то существующую эйфорию, которая когда-то в далёком прошлом принесла нам чувство единой и одной нации. Когда больно было видеть где бы это ни было и было чувство нетерпимости и огромного сострадания к старушке, к женщине, к ребёнку твоей национальности, видя как они страдают от нищеты и жалкого существования. Эх, друзья мои! Когда и кто заставил нас с лёгкостью и спокойно смотреть на это. Негодяи и сволочи есть во всех народах, но мы, друзья, до каких пор будем улыбаться и руки подавать тем бездарностям и самозванцам, которые называют себя патриархами и президентами? Но кто ещё кроме них их так называет? К сожалению, среди нас много таких. Но давайте спросим самих себя, разве нам это выгодно? Очевидно, что нет. Потому что сегодня мы многим в этом мире показали, что мы слабые и с каждым завтра может случиться то же, что случилось Левоном. 

Но всё же, друзья мои, может, соберёмся, наберём воздуха в грудь и наконец не просто скажем, а во весь голос будем кричать о том, что верующий в Христа не потерпит такой церкви, потому что оскорбляются идеи христианства, а значит наша вера. 

Оскорбляют старушку-мать армянку, а значит, меня и тебя, нашу нацию. А значит, нельзя это терпеть и выносить. А значит не далёк и тот день, когда глава епархии накроет пышные столы и на вашей панихиде выпьет. И бездарные эти людишки выпьют уже за упокой вашей души.

25 октября 2017 года