Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Россия, Армения и Арцах (Нагорный Карабах): как был "слит" Гюлистан-200

Сейчас кажется удивительным, что 25 октября 1993 - в Колонном зале Москвы состоялся вечер, посвященный 180-летию Гюлистанского договора. В то время, когда в одном из старинных особняков государственного значения ( где проходило прощание с анархистом Петром Кропоткиным, с Лениным, Сталиным и другими высшими руководителями), в Нагорном Карабахе вновь обостряются бои. В октябре Азербайджан нарушает режим прекращения огня, силы карабахских армян отражают наступление, после чего переходят в контрнаступление в юго-западном направлении.
Как пишут участники этого вечера, он прошел с большой помпой. Организатором мероприятия была «Всемирная Армянская Ассамблея» Сержа Джилавяна.

Вид на Гюлистнскую крепость на фоне Мравского хребта, фото: Артак Гулян (сайт mazzoniguide.livejournal.com


Как позже писал один из лидеров Карабахского движения Игорь Мурадян, известный прозападник: «Некоторые представители «армянской общественности» Москвы намерены отметить 200-летие Гюлистанского договора. Насколько правомерно это, с точки зрения истории и логики?
Гюлистанский договор — это не факт армянской истории, и, следуя политической логике, юбилей этой даты должна отмечать Россия, или же соответствующие мероприятия должны проводиться по ее инициативе. Аналогичным образом Армения могла бы отмечать Московский договор 16 марта 1921 года, то есть дату признания раздела Армении.
Мотивации поведения организованных групп в армянской диаспоре в России вполне понятны — речь идет об оказании политических услуг российским властям и тем самым получении права на осуществление бизнеса. Это стало широко распространенным и общепринятым в армянской среде. Кроме позора для исторической Родины эти инициативы ничего не приносят. Русские ведут себя в Армении как хозяева».

Гюлистанский мирный договор 1813 года завершил русско-иранскую войну 1804 — 1813 гг. Договор оформил включение в состав России Дагестана, Грузии, Имеретии, Гурии, Мингрелии, Абхазии, а также ханств Карабахского, Гянджинского, Шекинского, Ширванского, Дербентского, Кубинского, Бакинского и Талышинского. Россия обязалась оказывать назначенному шахом наследнику престола помощь в утверждении его на троне в случае возможного вмешательства извне. Договор предоставлял России исключительное право иметь военный флот на Каспии. Русские купцы получили право свободной торговли в Иране, а иранские — в России.

 

Игорь Мурадян – один из «фигурантов» книги британского журналиста Томаса Ваала «Черный сад». Сам Ваал, тогда придерживающийся сбалансированной позиции, задавал вопрос Мурадяну о том, почему во «все население Карабаха» на референдуме не входили 40 тысяч азербайджанцев. На что Игорь ответил: «Нас не интересовала судьба этих людей. Эти люди были послушным орудием власти, в течение многих десятилетий, даже веков, они были инструментом насилия против нас». От этой цитаты мы перейдем к другим, тоже принадлежащей Ваалу.

«Маленькие государства часто – и вполне естественно – связывают свои надежды и опасения с великими державами, но это может быть довольно опасным занятием».

«Армения считает Россию и Иран своими самыми близкими друзьями, и уже достигнуто соглашение, что российская военная база останется на территории Армении вплоть до 2020 года. Азербайджан использовал интерес к нефти Каспийского шельфа для упрочения уз дружбы с Западом. Он заключил союз с Грузией и Турцией, и к 2005 году нефтепровод Баку –Тбилиси-Джейхан (БТД) должен вывести все три страны непосредственно на западные рынки энергоносителей».

Книга «Черный сад» была издана в 2005 году. БТД был введен в эксплуацию в 2006. Мы начали о Гюлистане, им и продолжим.

25 октября 1993 года в Москве отмечали 180-летие Гюлистанского договора, когда в Арцахе (Нагорном Карабахе) еще шли ожесточенные бои

Гюлистан находится в нейтральной полосе между армянскими и азербайджанскими позициями, ближе к армянским. 12 (24) октября 1813 года после окончания русско-персидской войны 1804—1813 годов здесь был подписан Гюлистанский мирный договор — договор между Россией и Персией (Ираном). 
Мы не будем анализировать его уроки, просто зададимся вопросом: почему ожидания торжественного вечера к 200-летию договора не увенчались ничем? Разве его значение для наших народов меньше, чем юбилей великого мариниста?

Если мы наберем в поисковике «200 летие Гюлистанского договора», то увидим ссылку на азербайджанского «историка-медиевиста», «военного эксперта» Олега Кузнецова.

К счастью, этой дате были посвящены труды подлинных дагестанских ученых, так как согласно договору, Персия признавала переход среди других государственных образований и Дагестана. Дагестанский историк Магомед Гасанов в 2013 году в научном журнале «Российская история» издал статью «К вопросу о присоединении Дагестана к России: к 200-летию Дагестанского договора». Он признает, что в среде дагестанских историков нет на эти события однозначного ответа. «Взаимоотношения народов Кавказа и России проходили через разные периоды. Была тяга к единству, но были также конфликты и непонимание».

Но почему Россия и Армения с Арцахом (Нагорным Карабахом) торжественно не отметила это событие – не массовым выпеканием жянголов-хаца в Москве, а международными конференциями, круглыми столами с участием иранских, грузинских коллег?

 

В 2010 году в Степанакерте на улице Ованеса Туманяна был заложен камень и освящен крест. Строительство не пошло. "Из России идет не все самое лучшее, но то, что приходит сейчас, с основанием этого храма, - это только добро", - говорил во время церемонии установки креста представитель Русской православной церкви отец Александр (Васютин). фото Валерии Олюниной 

Так, как это было сделано в Махачкале. Где 24 сентября 2013 года в Дагестанском научном центре Российской академии наук прошла научная конференция, посвященная 200-летию со дня заключения Гюлистанского договора, согласно которому Дагестан вошел в состав России. В числе участников конференции, проходящей под названием «Гюлистанский мирный договор 1813 года: основные итоги и последствия для судеб народов Кавказа», был и президент Дагестана Рамазан Абдулатипов. 
На этой конференции Рамазан Гаджимурадович отметил, к этому событию нужно было готовиться за несколько лет.
По словам Абдулатипова, Гюлистанский договор – это не результат войны России с дагестанцами, а следствие войны с Персией.
«Мы видим те преобразования, которые сегодня происходят, и внимательно наблюдаем за ними. Дагестанский научный центр должен быть сохранен. Если кто-то будет против, мы создадим Дагестанскую академию наук и будем работать так, чтобы сохранить каждого ученого, каждую лабораторию, которые реально работают», – сказал президент Дагестана.

То есть в нескольких фразах Абдулатипов связал прошлое и будущее Дагестана в составе России. Республиканская АН – это действительно цель, достойная уважения и поддержки.

А не нужна ли такая цель Арцаху?

 

Собственная Академия наук? 
Кажется, такой позицией Дагестана нужно дорожить, тем более что армянские святыни в этой республике находятся в прекрасном состоянии. Армянское кладбище Дербента - одно из самых ухоженных в мире.

В этой ситуации вновь появилось ожидание «первого среди равных». Мы так долго находились рядом друг с другом, что еще немного, мы и сами забудем, кому принадлежит авторство поговорки: "Гром не грянет - мужик не перекрестится".

Россия, как мы видим по октябрю 1993 года, охотно дает площадку, а инициативу – нет. Не думали ли армяне в тот момент: «А нам что, больше всех надо?»

фото http://lratvakan.com

Конечно, такие филантропы как Серж Джилавян не могут заменить собой систему отношений. Ни Левон Айрапетян, ни Эдуард Гулян, который в самом центре Москвы в Георгиевском переулке напротив ГосДумы в огромных залах «Нового Манежа» оплатил проведение выставки члена-корреспондента РАХ Юрия Григоряна-старшего, посвященной Нагорному Карабаху.

Здесь нужно понять, что именно те люди, как армяне, так и русские, которые составляют плоть, держащуюся на костях государственных структур, меценатства, должны, как и подобает, живым организмам, двигаться навстречу друг другу.

Но пока они видятся водой, которую спускают идеологические и политические шлюзы спускают тогда, когда нужно их расценивать  как ресурсы.