Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Новый Ренессанс: индейцы и армяне Арцаха

фото gogetnews.info

Публикация об индейском ренессансе в «National Geografic» вышла в 2004 году. Основной месседж – после столетий угнетения и унижений для коренных американцев наступило время обновления. 
Эту тему очень интересно изучать тем, кто хочет найти исторические примеры того, что земля своих не сдает. Своих может сдать геополитика, история, отчасти культура и кулинария, но земля знает, кто ей принадлежит. 
Благодаря Кортесу, уничтожившему государственность ацтеков, в Европе с 1520 годов узнали ваниль и шоколад. Об этом пишет первый абзац Википедии, прочерчивая странный вектор: убийство людей этой земли, эпидемии, кровь и на другом полюсе – шоколад. Сладкий аналог нефти. 


Конечно, много было всего в этом многовековом противостоянии: и золото, и выселение в резервации и национализация священных индейских земель, и вялая ассимиляция. Конечно, каждое сравнение условно, но я не могу не заметить сходства ситуации в Арцахе и в США, где живой дух воина-лакота перекликается с духом арцахских воинов. Индейская цивилизация вполне применила к себе операцию «Кольцо». Задушенная и маргинализованная, но уцелевшая, сохранившая ритуал, традиции, генотипы и, повторимся, дух, она стала возрождаться в наши дни.

В индейской резервации в Южной Дакоте были реинтродуцированы дикие мустанги, через прикосновения к которым лечатся наркозависимые. Реинтродукция — переселение и заселение вновь диких животных и растений определенного вида на территорию, где они ранее обитали и произрастали, но откуда по каким-либо причинам исчезли.
Не смотря на то, что индейская община может собираться вокруг вождя Арвола Смотрящей Лошади, девятнадцатого хранителя священной трубки – талисмана, индейцы во многом стали богатеть на том, что характеризовало порочность пришельцев – на открытии казино. Там стали организовываться даже своего рода кластеры, где индейцы из разных племен открывают бизнес-консорциум «Четыре огня», цель которого – изучить и использовать коммерческие возможности, не связанные с игорным бизнесом. Свои интересы они способны лоббировать и на уровне Конгресса. Если раньше индейских детей дразнили в школах за то, что они плохо одеты, так теперь ситуация перевернулась не в пользу «белых». Большие деньги делают и на увеличившихся поголовьях бизонов. В этих местах можно увидеть одинокого быка, который, опустив голову, идет вперед сопротивляясь буре.

Возможно, коневодство в Карабахе, где была выведена одна из лучших горных верховых пород мира, тоже переживет свой новый расцвет. В 1990-е карабахские скакуны могли исчезнуть, но к счастью, их разведение карабахских скакунов в Арцахе начало возрождаться с начала 2000-х годов.

Семинолы - индейское племя, укоренившееся во Флориде, ныне также проживающее на территории Оклахомы. фото pasadenaadjacent.files.wordpress.com


С восхищением можно всматриваться в лица чистокровных семинолов. В них предельное напряжение и готовность сражаться. Духовное возрождение собирает в свои центры миллионы индейцев, тех, кто теперь признается хотя бы в доле индейской крови. 
Да, армян Арцаха сравнивать с ними не вполне корректно. Потому что они никогда не уходили со своей земли и не выживали в изоляции. Но методы давления на тех, и других были во многом схожими. Разными будут признаки Ренессанса. Хотя и в том, и в другом случае речь идет о развитии культуры, туризма, экономики. 
Но армянам Арцаха не надо ходить на курсы почти исчезнувших языков, не надо их общинам брать ссуду в банке, чтобы выкупать сакральные места. Индейский Ренессанс связан с внутренней жизнью общины, это во многом связано с дефицитом водных ресурсов. 
С традиционным укладом и индейцев, и армян Арцаха можно познакомиться на фестивалях. Но для чужака сакральные места индейцев и ритуалы будут закрыты всегда. То, что их земля – священна, ирокезы, чероки, пуэбло, живущие в окружении каменных и глинобитных строений, самые древние из которых датируются XIII веком, не забывали никогда. Точнее, их мышление описано только сакральной парадигмой. Даже если индеец носит обычную американскую одежду. 
Для жителя Арцаха его святыня выходит за пределы этой земли через желание народа поделиться ею со всем миром. Пустить в это знание всех, кто способен стать другом.

Свадьба в Арцахе

Карабахци всегда приводят гостей в Гандзасар или Казанчецоц, это посещение лишено той мирской пошлости, которая иной раз просматривается в посещении Гарни, Гагарда или Хор Вирапа, где туристу навязывают голубей для фотографии, словно мы в каком-нибудь бендеровском Провале. В Арцахе этого нет. Здесь вообще в отношении хозяев и гостей нет суетности. Все делается так, как в замедленном кадре, чтобы запомнить это навсегда.

фото vesveter.ru