Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Первым гобой из Моцартеума – прямой эфир с участием Артемия Чолокяна

Армянский музей Москвы и культуры наций приглашает вас на прямой эфир из Зальцбурга – гобоист Артемий Чолокян первым гобоем в опере П.И. Чайковского «Евгений Онегин».
Впервые гобоиста Артемия Чолокяна я услышала в 2011 году, когда стипендиаты Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова готовились к фестивалю в Дании. Репетицию проводил худрук Фонда Петр Гулько. Это ему принадлежат слова о том, что дети — чистый, искренний и отзывчивый пласт, на котором можно писать формулу завтрашнего дня, а Спиваков — фигура, которая всех объединяет. Тогда Артемий и трое его друзей играли «Обливион» Пьяцоллы. Петр Ильич ставил выступление гениально: репетиция оборачивалась впечатляющей драматургией с какой-то иступленной, мучительной для слушателя кульминацией. Вопреки названию «танго» (оно переводится как «забвение») забыть этот вечер не удалось. И вот я разыскала Артемия (ему было тогда почти семнадцать), и мы встретились на концерте Фонда Юрия Розума в «Президент-отеле».
Артемий — выпускник средней специальной музыкальной школе (колледже) им. Гнесиных. До 2009 года учился в классе заслуженного деятеля искусств России, профессора, академика Ивана Пушечникова. Само «попадание» к Ивану Федоровичу считает большой жизненной удачей — именно этот музыкант впервые в СССР ввел практику обучения игре на блок-флейте детей младшего возраста, в том числе как на «переходном инструменте», то есть в качестве подготовительного этапа к обучению игре на других духовых музыкальных инструментах, при этом создав соответствующую оригинальную методику и учебный репертуар.
У него напряженный гастрольный график, уже выступал на крупнейших концертных площадках Дании, Испании, Кипра, Австрии, Словакии, Швейцарии Кубы, Италии… Участвовал в концертах в Российской академии музыки им. Гнесиных, Доме композиторов, Московском международном доме музыки, Большом и Малом залах МГК им. П.И. Чайковского, Доме ученых, Оружейной палате Московского Кремля, Колонном зале Дома союзов. Вместе с братом Андреем в 2012 году принимал участие в фестивале «Царицынский дивертисмент». Помимо гобоя Артемий успешно овладел игрой на рояле. В 2006 г. стал лауреатом 4-го Международного детского конкурса пианистов им. Д.Д. Шостаковича в Москве.
Можно поразиться уровню музыкантов, с которыми он сотрудничает: камерные оркестры «Виртуозы Москвы», «Гнесинские виртуозы», пианист Денис Мацуев… На одной вижу Артемия рядом с известным шоуменом Иваном Ургантом. «Если честно, — говорю я, — мне неясно, кто тут с кем фотографировался. Кажется, что он с Вами». Он улыбается и говорит, что друзья тоже шутят на этот счет: «Ты круче, чем он. У тебя бабочка круче». А снимок этот был сделан на юбилее Владимира Познера по приглашению Геннадия Хазанова, который позвонил его отцу и пригласил его «мальчика» выступить. Но рядом со мной нет никакого мальчика. У Артемия сильная мужская харизма, взгляд спокойного, уверенного в себе человека, как дается ему это спокойствие — понимаю уже позже, из разговора. Артемий родился в семье московских музыкантов Эдуарда и Татьяны Чолокян. В три года он уже играл на блокфлейте, в девять, вслед за старшим братом, взял в руки гобой. Звук инструмента яркий, несколько острый, с заметным носовым призвуком, и все же, когда слышишь игру Артемия, музыка кажется матовой, очень интимной, рассказанной только тебе…
Сам Артемий такой же… Его не хочется зашумлять. Поэтому после его выступления мы уходим из «Президент-отеля» и делаем «проходку»… Она продолжалась полтора часа. Я знала, что мы идем в сторону Кремля, но когда мы остановились на Площади Революции, чтобы попрощаться, я удивилась тому ощущению, что почему-то не помню улиц, лиц, вывесок, которые должны были проскакивать мимо меня. Артемий незаметно втянул меня в свое пространство, где смешались темы побед и поражений, поездки в лагерь «Орленок», которой наградил его Фонд Юрия Розума. Все это говорило о том, как музыканту полезно иной раз месяц «помолчать»…
Артемий рассказывал о магическом действии на него музыки Анри Дютийе, которому очень не нравилась третья часть сочиненной им сонаты для гобоя и фортепьяно, так что композитор настоятельно рекомендовал ее не играть, но Артемий именно в финальной части находит в теме народные напевы, которые погружают его в историю французской музыки, где в эпоху Средневековья слились народные музыкальные традиции многочисленных регионов страны. Французская музыкальная культура развивалась, взаимодействуя также с музыкальными культурами других европейских народов, в частности итальянского и немецкого. Одна из интересных тем беседы — как молодой талант воссоздает зрительные образы, чтобы понять произведение и почувствовать его. Кстати, Артемий неплохо рисует, увлекается спортом и занимался грекоримской борьбой по совету брата. Оказывается, гобоист должен быть физически очень выносливым, и речь даже не о дыхательном аппарате, а развитой мускулатуре тела.
Музыка превращается иной раз в индустрию и в его жизни, где есть зависть, конъюнктура. Однажды Артемий обидно не прошел на второй тур Всероссийского конкурса игры на духовых инструментах из-за того, что не заладилось с аккомпаниатором. Но со своей стороны сделал все, что мог. В такие моменты многие юные музыканты ломаются, Артемий говорит, что затяжных депрессий на фоне провалов не было, всегда чувствует поддержку семьи. Чолокяны воспитывают приемную дочь ВикуЕе искали почти год, и нашел ее Артемий в детском доме города Куйбышева Новосибирской области. Она ученица МССМШ им. Гнесиных.
На своей исторической родине (Артемий армянин по отцу) он был дважды. Участвовал в Международном фестивале «Времена года», посвященном Араму Хачатуряну, а также в концерте Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества по приглашению основателя и главного дирижера Государственного молодежного оркестра Армении Сергея Смбатяна на торжествах, посвященных 20-летию независимости Армении. Выступление прошло с большим успехом. Армянская земля вдохновила его на новые взлеты. А воды озера Севан, куда Артемий погрузился в мае, укрепили дух. До сих пор помнит он слова композитора Эдварда Мирзояна, обращенные к нему: «Душа твоя поет».
Валерия Олюнина