Богиня Анаит и ее бронзовая голова
Попала ли бронзовая голова статуи Анаит как армянской богини на обложку журнала TIME ? Нет, не попала! Все потому, что иностранные археологи и историки почти 150 лет легким броском «мельница» греко-римской борьбы кладут армянских коллег, да и вовсе армянскую культуру на спину. Так и будем лежать на спине, покуда наши реликвии находятся в чужих музеях, а мы никак не докажем, что они наши. Все потому, что история словно стрела испокон веков летит неизвестно откуда и куда, днем и ночью, в античности и в современности, в эпоху эллинизма и ренессанса, вокруг нее все принимает разное одеяние, а она все летит. Также почитание материнства сидит в армянах с незапамятных времен, наверное с тех пор, когда еще в Древнем Шумере женщин вовсе игнорировали, а законы Хамураппи начинались со слов: «Если человек, женщина или раб …». Почитание остается, но меняются идеалы, в переводе с греческого образы, или можно сказать идолы такие как статуэтка урартской богини Арубани, эллинистические образы богини Анаит, в христианской действительности икона Богоматери. В современных реалиях армянская мать занимает отдельно отведенное место как в каждом армянском очаге , так и в глубине сердца. Несомненно, мифологические архетипы влияют на сознание и, как священный образ армянской матери, так и его восприятие идут к нам из нашей самобытной древности.
До наших дней дошли труды античных авторов, таких как: Плутарх, Страбон, так и многих армянских историков, в частности, записи отца армянской историографии Мовсеса Хоренаци. Из недр же земли науке досталось скудное наследие Анаит – литая голова бронзовой статуи Анаит (4в. до н.э.), десница той же статуи и, по неуточненным данным, английскими археологами в конце 19 века был найден медальон с изображением богини. Попробуем оценить эллинистическую Армению и понять кем являлась богиня-мать, какова судьба ее бронзовой головы и какое место она занимает для нас сейчас. Ана́ит (Анахит) (арм. Ա ն ա հ ի տ ) — в армянской мифологии богиня-мать, богиня плодородия и любви, дочь (или жена) Арамазда. В пантеоне она располагалась в непосредственной близости от отца богов, но в людских душах ей отводили главенствующее положение. Анаит была известна под эпитетами «Великая Царица», «Златорождённая», «Золотая мать».
Следующий вопрос, касается характеристик богини Анаит. К ее имени прилагался эпитет «богоматерь», и она в определенном контексте считалась не дочерью, а супругой Арамазда. То обстоятельство, что она была матерью божеств, рожденных от бога-творца, в соединении со значением имени «ан-ахит» (отрицательная приставка an и корень ahit со значением грязь, порок, т.е. «пречистая», «безупречная», «непорочная», «неоскверненная») определенным образом сближает богиню Анаит с образом христианской Богоматери, которая является «Непорочной Девой». Эта параллель станет очевиднее, если мы учтем, что христианская Богоматерь почиталась как заступница и благодетельница – качества, особо подчеркиваемые в ряду «титулов» Анаит: «Она мать всякого целомудрия, благотворительница всего рода человеческого». Это не смешивает язычество и христианство, а показывает чтимые стороны материнства одного и того же народа в разных параллелях. Также о материнском статусе богини в пантеоне говорит рождение Ваагна , которое описывается в произведении «Песнь о Ваагне». Огненный бог рождается из тростника и можно сказать, что сама благодетельница природы рожает его. Анаит считалась главной богиней в древнеармянском государстве, покровительницей армянских царей. Так царь Трдат I восхвалял «благородную Госпожу Анаит, мать знаний, дочь великого и всемогущего Арамазда». Золотые статуи, посвященные Анаит, находились в храмах по всей Армении. На протяжении эллинистического периода армянской культуры Анаит пользовалась высоким почитанием. Храмы Анаит находились в Багаране, Ерезе, Армавире, Арташате и Аштишате. Согласно Мовсесу Хоренаци, традиция приписывала сооружение храма Анаит в Ерезе Тиграну Великому. Согласно древнегреческому философу и биографу Плутарху, храм в Ерезе, был самым богатым и величественным в Армении. Во время военного похода древнеримского полководца Марка Антония в Армению, ерезский храм был разграблен, а золотая статуя богини Анаит распилена римскими солдатами на куски и, в 31 г. до н. э., доставлена в Рим.
В честь Анаит проводилось два ежегодных празднества: одно, как утверждает Алишан, 15-го Навасарда (первый месяц древнеармянского календаря, начинался 11 августа и заканчивался 9 сентября), вскоре после Нового года. Также ей был посвящен девятнадцатый день каждого месяца. Регулярное паломничество в ее храм предполагало принесение в жертву телки, быка или вола. Римский полководец Лукулл увидел стада телок, посвященных богине, отмеченных ее знаком – факелом, которые паслись на лугах, на берегу Евфрата. В странах к западу от Армении голову Анаит украшал полумесяц. В Армении Анаит имела астральное значение и отождествлялась с Луной. Анания Ширакаци также упоминает о том, что древние армяне считали Луну няней и кормилицей природы. Луна также считалась покровительницей скота. Анаит считали также защитницей всей армянской династии, исцеляющей богиней, а также покровительницей военного дела. Ссылаясь на все эти факты можно смело предположить, что Анаит занимала главенствующую роль среди богинь в армянском пантеоне. Важно осознать и понять, что богиня-мать сидит в самой глубине сердца простого народа, а имя, культ, священные места, появились в результате той же синкретизации или же нахождения под игом другого народа.
Культ персидской богини Ардвисуры Анахиты распространился в Армении в I веке до н.э. — III н.э. в период распространения в Армении зороастризма и эллинистической культуры. Многие ученые предполагают, что Анаит шагнула в армянский пантеон именно из иранского, однако также приводят ряд отличий между ними. Персидская Анаит исключительно знаменита как дух воды, но армянская великая богиня. Персидская не имела славу лечебной богини, армянская – наоборот. С армянской богиней был также связан религиозный гетеризм, который был присущ всей Малой Азии. Армянская богиня была покровительницей воинства, а персидская нет. И наконец, почитание идолов в языческой религии армян, занимала передовое место, но в зороастрийской религии этот культ не присущ. Можно предположить, что прототипом персидской Анаит являлась вавилонская богиня Иштар, но, в отличие от Иштар и персидской Анаиты, армянская Анаит не проявляет никаких воинственных наклонностей и имя ее не ассоциируется со смертью. Знаменитый немецкий филолог и археолог Фридрих Крейцер, чей труд «Символы и мифы древних народов» прославил его по всей Европе, вовсе называл армянскую Анаит прототипом всех Анаит.
В эллинистический период Анаит часто отождествлялась с Афродитой или Артемидой. В результате синкретизации, Анаит вобрала в себя качества двух греческих богинь такие как покровительница плодородия, целомудрия, семейного очага и пристойности. Так почему же не с Герой, которая также считалась женой Зевса, матерью других богов. Скорее всего известные хтоническе качества греческой богини такие как - ревностность и жестокий характер не были присущи для армянской, как и не присущ для армянского пантеона дуализм, что исключает зло, нечисть и жестокость.
На сегодняшний день два из немногочисленных армянских артефактов эпохи эллинизма , а именно: голова бронзовой статуи Анаит и ее десница хранятся в Британском музее.
Известный армянский и британский журналист Марк Григорян об этих артефактах в своем Livejournal пишет так: « Нашел их некий турецкий крестьянин у местечка Садак (древняя Сатала), находящегося недалеко от современного города Ерзнджан (Ерзнка). Было это в 1872 году. Недалеко от головы он нашел бронзовую руку – левую руку, сжимающую, по-видимому, ткань. Видимо, крестьянин продал голову столичному собирателю. Как бы то ни было, она вскоре оказывается у известного итальянского коллекционера Алесандро Кастеллани. Тот и продал ее Британскому музею. Спустя некоторое время музею подарили и руку богини. Голова эта могла принадлежать, например, статуе богатой матроны. Ничто – ни прическа, ни манера исполнения – не доказывают, что это голова богини. Но доказательство есть – и его предоставляет рука, сжимающая ткань. Благодаря руке легко восстанавливается обычная поза, в которой ваяли статуи богини Афродиты – у нее обнажена грудь, одна рука поднята вверх, другая придерживает складки ткани, прикрывающей ее бедра и ноги».
Всеобще известно, что персы не персонифицировали своих божеств, более того они не были сторонниками идолопоклонничества, так как считали, что человек не в силе описать божественную сущность. С приходом эллинизма в Армению, сюда также приходят также восхваление образа человеческого, персонифицирование божеств, в данном случае в виде статуи богини Афродиты. Никто не спорит, что сама статуя была греческого образца, но армянский народ поклонялся этой статуе как своей богине-матери. Не нужно смешивать материальное с духовным, но и разделять их мы не можем. На сегодняшний день в Иране вряд ли найдутся «персиянки» по имени Анаит, греки не могут смело назвать бронзовую голову предметом поклонения их народа. Единственный народ, который несет в себе духовное поклонение Анаит, материнскому началу, а в эпоху эллинизма в виде вышеуказанной статуи Афродиты это армяне.
Современный американский писатель армянского происхождения, обладатель Путциловской премии Питер Балакян посвятил стихотворение бронзовой голове статуи Анаит и так выглядит ее шестая, конечная часть:
«Голова Анаит: Британский музей»
6
С головы армянской Анаит-
Богини плодородия и любви
Мне взгляд не свести.
Как Бруклинский мост чужой,
Так и чужая Лондону ты.
Всматриваюсь в цвета-
Зелены и красны
Пятна на бронзе ее головы.
Люблю змеиную извилину
Ее верхней губы,
Черную пустоту ее глаз
На ее лбу два завиточка влас,
Вливаюсь в отверстие от винта,
В ее величественный стан,
И ее плотных волос акант.
Красочность стихотворения, богатый лексикон, пестрые сравнения полностью передают переживания поэта. Переводчица данного стихотворения Анаит Акопян вкратце описала его: «Никого не оставит безразличным динамка стихотворения: сначала громкое заявление, что она наша «земля» и наше «тело»...потом сопоставление внешнего мира безмятежной Анаит. Думаю, это крик о боли самой нации, внутренние переживания человека, который знает прошлое своего народа и борется за ее признание»
И будет бороться всегда, как боролись мы за свой язык, за свою религию, за светлое будущее наших детей и страны. Будем биться и на поле боя, и на политической и культурной арене, покуда наши реликвии находятся на чужих землях и в музеях.
Анаит – не просто богиня, ее благородные качества получили отражение в каждой армянской матери. Пусть она внешне и похожа на греческую Афродиту, но внутри литейной статуи, уверен, восседал армянский дух, которому мы поклонялись и поклоняемся по сей день.
Тигран Арутюнян