Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Музей и политическое: зачем?

Как завещал прекрасный мыслитель Александр Пятигорский, если уж в голову пришла идея писать о каком-то явлении или времени, то «нельзя» – это проблема собственной мотивации и воли. Нужно сесть и писать. В лекциях по политической философии он любил приводить в пример Тацита, писавшего историю в сложнейший период от разгрома Цезарем Помпея Великого и кончая смертью императора Нерона. Тацит описывал арест членов своей семьи, предсказывал собственное заключение, однако излагал страница за страницей историю Рима, боясь, что она сотрется из памяти – его собственной  и  современников. У него есть удивительно точная самоидентификация: «Что такое настоящий римлянин? Культурный римлянин, который видит свое время, непрерывно сохраняя его в памяти для сына, и который знает от своего отца время отца, который знает еще время деда».  

Как отмечалось ранее, армянская история  и культура – это протяженность диалога между ушедшим прошлым и нарождающимся будущим. Чем тверже, плотнее основа армянского существования, тем легче и многограннее должны быть наши образы предстоящего, выраженные как в идеях, новых концепциях и парадигмах, так и в художественном творчестве. Не представляется возможным рассмотрение культурного наследия вне исторического и социального контекста, в рамках которого армянское искусство развивается и живет. Что же мы делаем? Иногда мы пишем о социальных проблемах, иногда – о политических. Мы проблематизируем политическую власть в Армении. Как правило, такая позиция  ведет либо к новым альтернативам, либо к обновленным вариантам прежних, либо, наконец, к радикальной смене объекта изучения.  Вся эта деятельность по поиску, описанию и осмыслению происходящих процессов – не менее важная деятельность, чем поиск, популяризация и сохранение культуры.  

Когда читатели пишут о том, что ни один армянин, живущий не в Армении, не имеет права обвинять в чем-то власть этой страны, хочется воззвать с призывом подняться хоть на минимальный уровень рефлексии и понимать, что когда человек говорит за всех, «никто не может» или «весь мир хочет» – то он либо жульничает за большие деньги, либо человек честный, но смертельно невежественный.

Наири Закарян