Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Выставка «Тифлисъ-Эривань»: Кочар, Гудиашвили, Жансем, Суренянц в Гостином дворе…

Выставка «Тифлисъ-Эривань», на которую нужно попасть до 15 января, стала исключительным художественным событием, связывающим ушедший и наступивший год. Еще четыре дня она будет проходить в московском Гостином дворе (вход в Хрустальном переулке). Ее организатором стала «SarGallery» при поддержке Арт-Галереи «Dрезден».
Это уникальный проект, собравший в свою экспозицию целый ряд корифеев армянского и грузинского искусства. Среди имен - Александр Бажбеук-Меликов, Минас Аветисян, Егише Тадевосян, Гаяне Хачатрян, Роберт Элибекян, Ерванд Кочар, Николай Никогосян, Роберт Кондахсазов, Сергей Параджанов, Мартирос Сарьян …
Не смотря на то, что выставку «подсек» грузинский авангард, открывшийся также в конце декабря на Волхонке в музее изящных искусств имени А.С. Пушкина, грузины тоже представлены, хоть не столь значительно, как армяне. 2008 году на «Винзаводе» москвичам был показан Пиросмани – работ 20, не больше, зато какое замечательное послевкусие имела эта художественная дегустация.
На «Тифлисъ-Эривань» можно увидеть одну графику Ладо Гудиашвили («Восточную миниатюру») и открытку от знаменитой Ахвледиани Елены, первого учителя Гаяне Хачатурян, такие она посылала своим друзьям…
Среди грузинских имен еще пионер поп-арта в Грузии Автандил Варази, Алекси Вепхвадзе, Джованни Вепхвадзе, Ираклий Тоидзе, Ирина Туманишвили. Куратор выставки Тигран Маргарян (последнему принадлежит наша похвала за развеску и качественный отбор полотен, в экспозиции нет ни одной «проходной» картины, а таблички сделаны ювелирным выжиганием) говорят, что уникальность выставки состоит в том, что она сформирована из работ, преимущественно полученных из частных собраний узкого круга коллекционеров – ценителей восточного искусства. В большинстве своем это дарственные произведения, написанные мастерами для друзей и близких. Они никогда не выставлялись для широкого обозрения.
Среди посетителей «Тифлисъ-Эривань» очень много русских любителей живописи, организаторов это очень радует: не смотря на то, что парадигма деятельности SarGallery хоть и армяноцентрична, армянским искусством она не исчерпывается.
Выставка проходит в удивительном арт-пространстве: это не просто галерея, а воспроизведение старого кавказского дома, где тихо льется мелодия дудука, можно выпить бокал отборного грузинского вина, а некоторые картины спрятаны в нише. Но самым значительным итогом «Тифлисъ-Эривань» становится все же «человеческий фактор». Сюда приходят не только потомки и наследники, как делает это каждый день сын знаменитого писателя-искусствоведа Тельмана Зурабяна Сурен, но и те люди, кто общался, дружил с представленными здесь художниками…Книги Тельмана Суреновича «Несмолкаемое эхо» и «волны счастья» здесь же, в витражах, вместе с фотографиями Мартироса Сарьяна.
На выставке можно увидеть два полотна Геворга Григоряна (Джотто), которые художник подарил Тельману Зурабяну. Когда об этом рассказывал Сурен, сам автор художественных проектов, в зал зашла Елена Мамиконян, заместитель главного редактора журнала «Россия XXI век». Услышав, что разговор идет про Джотто, она поделилась воспоминаниями о своей встрече с Геворгом Степановичем и его женой, музой Дианой Уклеба (об этом художнике Армянский музей Москвы и культуры наций писал 3 дня назад). С этой парой неразлучных она познакомилась в Москве, когда Джотто и Диана уехали в Ереван, Елена получала от них открытки…
Армянских галерей в Москве не мало, но где еще сегодня можно увидеть масло Вардгеса Суренянца, сделанное на его палитре, картину «Мать» Григора Ханджяна, графику Ерванда Кочара, Гарника Зулумяна и Сергея Параджанова, удивительно умиротворяющую, с приглушенными красками картину «Водопой» Паноса Терлемезяна и «Танцовщицу» Жансема? Пастозную иллюстрацию сценических декораций Роберта Элибекяна или авангардистский натюрморт Льва Бояхчева? Организаторы нашли возможность показать это великолепие бесплатно. В галерее можно купить репродукции полотен. «Тифлисъ-Эривань» будет показан через некоторое время вновь, когда в проект благодаря интересу причастных к сохранности наследия включатся другие мастера.

 

Валерия Олюнина