Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Духовная культура Армении в эпоху эллинизма: Гарни

Как известно, практически все священные сооружения дохристианской Армении с приходом христианства в страну были разрушены, и только в отдельных случаях были переделаны под церкви с определенными видоизменениями.
На примере античного храма Гарни можно понять, что священные сооружения, построенные в честь языческих богов, представляли собой памятники уникального образца.
На территории современной Армении вряд ли найдутся такие топонимы, которые могли бы по древности сравниться с Гарни. После археологических раскопок близ Гарни, был обнаружен населенный пункт со своими постройками, предметами быта, оружиями, который датируется 4-3 тысячелетием до н.э. Именно при этих раскопках было обнаружено одно из первый упоминаний этой местности, связанное с основателем Эребуни-Еревана и Аргиштихинли- Армавира, урартского царя Аргишти I. В клинописных надписях царя сообщается о покорении и присоединении местности Гарниа к его владениям. При последующих царских династиях Ервандитов и Аршакидов, Гарни служил летней резиденцией для царей. Благодаря своим удобным географическим, природным и климатическим особенностям, местность всегда пользовалась успехом при выборе армянских владык. В своих записях отец армянской историографии Моисей Хоренский (Мовсес Хоренаци) сообщает о том, что населенный пункт был основан правнуком праотца армян Айка - Гегамом и был назван в честь его внука Гарника.
Бесценной жемчужиной архитектурного комплекса Гарни является языческий храм, который был построен во второй половине I века н.э., в период расцвета эллинизма.
Гарни удалось избежать общей участи языческих храмов после принятия христианства и он простоял вплоть до разрушительного землетрясения 1679 года. В 1949 году Академия Наук Советской Армении обратила свой взор на величественные развалины античного храма, и спустя 20 лет, благодаря огромному труду Александра Саиняна начались реставрационные работы, которые завершились в 1975 году.
Почему же храм не был разрушен во время принятия христианства?
Моисей Хоренский в одном из своих записей указывает на то, что Тиридат III приводит храм в надлежащий порядок для своей сестры Хосровдухт. Принцессе нравилась летняя резиденция армянских царей и она попросила сохранить храм, сделав из него светское место вместо религиозно-культового. По счастливой случайности, надпись армянского царя в Гарни, подтверждающая данную версию, обнаружил знаменитый художник Мартирос Сарян в 1945 году. Надпись гласит о том, что Тиридат III царь Армении Великой вновь отреставрировал храм для своей сестры, сделав его прекрасным местом летнего отдыха, и чтобы служители восхваляли его и пели песни о нем.
Другая версия повествует о другом. Как известно, Гарни был посвящен богу солнца – Митре, статуя которого стояла в самом храме. В дохристианском мире, в частности в странах, попавших под влияние эллинизма, культ Митры пустил достаточно глубокие корни в духовную жизнь народа и знати, тем самым породив особое религиозное учение – митрианство. Христианство переняло многие культы и догмы от этого учения и можно предположить, что именно поэтому они не могли себе позволить разрушить храм, так как морально и духовно еще не были освобождены от митрианства.
Помимо дворцовой резиденции, стен и самого храма, позже в IV веке н. э. Тиридатом III были воздвигнуты светские постройки. Здесь и жилые дома, винные погреба, но самой знаменательной постройкой является баня. В целом бани сохранились неплохо. Состоявшая из четырех комнат – первая из которой служила раздевалкой, вторая комната с холодной водой, третья с теплой, а четвертая с горячей. Вода подавалась по глиняным трубам, а отопительная система была организована методом Гипокауста, которая представляла собой классический тип обогрева одноэтажных сооружений в античности.
Пол в раздевальне сделан в виде разноцветной мозаики с пестрыми рисунками мифических существ: русалки, разные божества, а в одном месте сохранилась надпись: «Работали, ничего не получив взамен».  На первый взгляд звучит как социальный протест, однако можно предположить, что подобному протесту не было место при царском дворе, а надпись принадлежит художникам-мастерам, которым было дозволено оставить след, а именно обозначив, что за свое благородное дело они не взяли ничего.

Таким образом, как и весь комплекс, так и сам храм были священным местом для армян той эпохи. Место, которое являлось эллинистическим архитектурным чудом и по сей день несет в себе посыл об армянской дохристианской религии.
Благодаря своей многовековой значимости сакральной сущности, величественной природной и архитектурной красоте, храм смог устоять, в то время как многие другие были уничтожены. На сегодняшний день, Гарни является шлейфом между тысячелетиями, между эллинизмом и восточной культурой, между язычеством и христианством. Будучи единственным языческим храмом эллинистического типа на всей территории пост советского пространства, Гарни пользуется большим успехом среди иностранных туристов, которые увидев грандиозную постройку в миг осознают приверженность Армении к эллинистической культуре, хотя архитектурные особенности являются сплавом многовековой искусности армянского народа и традиций того времени.
Великий армянский поэт Паруйр Севак писал о Гарни так: «Каждый раз, когда я совершаю паломничество в Гарни, во мне загораются не только чувство гордости и эстетического удовольствия, но и зов язычества, которое генетически в моей крови, я слышу и осознаю, что великими были боги древние, вечные, бессмертные и останутся такими, покуда светит солнце и бушует море, покуда есть сама жизнь.»
Храм Гарни  служил высеченным каменным гимном богу солнца для античных людей, а для современников это архитектурный реквием в память о прошедших, когда-то бессмертных и великих богах.