Выставка Николая Никогосяна откроется в Третьяковской галерее
Персональная выставка, посвященная 100-летию выдающегося мастера скульпторы Николая Багратовича Никогосяна откроется в Государственной Третьяковской галерее. С 1 марта по 22 апреля здесь будут показаны скульптурные, живописные и графические работы, созданные в течение 70 лет творческой деятельности: всего около 130 работ. Многие работы будут представлены впервые.
В это трудно поверить, что среди нас живет творец, в его мастерскую, расположенную недалеко от Посольства Польши в Москве, приходили и Сергей Параджанов, и Арно Бабаджанян… Его портрет рисовал сам Мартирос Сарьян. Николай Багратович до сих пор хранит нарды, подаренные ему дважды Героем Советского Союза Иваном Христофоровичем Баграмяном.
Однажды Мартирос Сергеевич сказал ему: «Принеси мне твои работы, хочу посмотреть!» А Сарьян оказал огромное влияние на всех армянских художников. Но ведь каждый художник должен писать так, как он чувствует! А все становились похожи на Сарьяна. И Николай не показал ему своих работ.
Николай Багратович рисует каждый день. Когда не приходит модель, садится к зеркалу и рисует себя. Обычно – в своей любимой черной шляпе.Как балерины каждый день должны делать упражнения – так и художник должен упражняться каждый день.
Говорит, что иногда завидует детям, их непосредственному свежему восприятию мира. Это начало наива и радости первооткрывателя Николай Никогосян реализовал в своей живописи, к которой обратился в последние десятилетия своей жизни. Потому что многие свои скульптурные работы он создавал по 9-11 лет. В одиночку рубил камень…
В армянском мировоззрении резко контрастны мажор и минор. Глядя на армян, понимаешь, что эти люди просто не умеют воспринимать жизнь «усреднённо» и бесстрастно, они либо смеются, либо рыдают навзрыд. Воображение невольно ищет «знаков»: пожалуй, для минора подошли бы и хазы — знаки музыкальной средневековой нотации, расшифровывать которые простые смертные боялись. Печальный дрожащий дудук, геноцид и землетрясения минорны, и армянские «молчащие» скульптуры, и средневековые памятники в виде большого креста — хачкары…И внезапной мажорной трелью – какое-нибудь «армянское радио».
Резо Габриадзе, словно оправдываясь в том, что мало интересуется творчеством молодых, как-то сказал, что старикам свойственно тянуться к более старым, а то и к древним. Николай Багратович заявляет другое: чем старше он становится, тем больше его тянет к себе-ребёнку, к воспоминаниям о родной деревне, к ярким радужным краскам. Кто создан из камня, кто создан из глины? Среди работ Никогосяна и памятник Микаэлу Налбандяну в Ереване, и скульптуры, украшающие фасад высотного дома на площади Восстания в Москве, и правительственный Дворец в Варшаве. Известность получила галерея портретов – на полотнах Евгений Симонов, Тамара Макарова, Майя Плисецкая…
«В России слишком много серого», – говорит Николай Багратович. Он, как Оле Лукойе из сказки Андерсена, полюбив всё человечество заочно, всерьёз и навсегда, развернул над ним зонт с цветными сказками. Про чёрный зонт забудьте, у художника таких сказок нет. Грешны ли мы, праведны – всё равно он нарисует нас в алом или лимонном, на фоне тропической зелени и гогеновской синевы. Сам Никогосян был в юности танцовщиком балета, отсюда и его любовь к балеринам и театру вообще. Дега, привет! Сезанн, привет! То здесь, то там томят нас недоступностью своей сильфиды в ажурных пачках и ухмыляются арлекины. Вкусная фруктовая палитра мастера, быть может, от самого себя, но здесь чувствуется и преклонение перед Мартиросом Сарьяном, который нёс своим искусством идею радости и красоты бытия.
"Я тоскую по Армении, но стоит мне приехать на родину, как меня снова тянет в Москву, в мою мастерскую. Армения – это бой барабанов, а Россия – это свирель". Знаменитый скульптор и художник Николай Никогосян принадлежит двум культурам – армянской и русской. Его работы украшают здание Московского университета, он создал скульптурные изображения Плисецкой и Капицы, Горького, Туманяна и многих других известных людей. Фильм-портрет патриарха отечественного изобразительного искусства Николая Никогосяна создал режиссер-документалист Ашот Джазоян в 2010 году («Художник»).
Для всех нас, влюбленных в искусство Никогосяна, встретить весну с патриархом - большое счастье.
Заглавное фото мастера сделала Ида Кар. Из собрания Национальной Портретной Галереи Лондона