История одной фотографии: вдова Геворга Чауша с винтовкой и пистолетом
В 2005 году рабочий Мурад Учанер разбирал в целях перестройки ветхий дом в городе Газиантеп (армянском – Айнтап), Турция. Эту открытку он обнаружил внутри стены, между досками.
На ней изображена Эгинэ, вдова федаинского лидера Геворга Чауша. Взгляд ее ясен и строг: в правой руке она держит пистолет «маузер», а в левой – винтовку Мосина. Она стоит в черном платье, на груди крестом обвязан патронташ, он же ее опоясывает.
Внизу открытки с левой стороны стоит оттиск армянина–владельца фотостудии, в которой была произведена фотография - М.Н. Алладжяна, а справа – определение местности. Фотография сделана в городе Айнтап, Малая Азия. На обратной стороне открытки запись от руки: вдове покойного героя Геворга Чауша госпоже Эгинэ. Подарок на память от господина Ованнеса и госпожи Пирумян.
Стоит дата: 24 июля 1910г. И далее три заветные буквы, означающие код: армянское национальное движение. В самом низу подписано – город Айнтап.
Мурад, автор находки
Мурад Учанер (Uçaner) - инженер-электрик, который родился и вырос в Айнтапе. В 2005 году он принимал участие в реконструкции старого дома в районе Кайацик (Kayacik), расположенного в историческом центре города. При удалении досок, покрывавших стены в одной из комнат, он обнаружил эту самую фотографию. Мурад не смог опознать язык, преположил, что возможно это арабский. Все, что он различил - цифры "21" и «1910» .
Когда наш герой поделился находкой со своими друзьями, те предположили, что подпись выполнена не на арабском и не на старотурецком. Кто-то отметил, что возможно это армянский.
Через какое-то время Мурад встретил группу туристов, говоривших на непонятном ему языке. Он подошел к ним и спросил, что же написано на обороте. Те расшифровали имя вдовы. С тех пор Учанер начал свои собственные исследования, в следствие которых узнал, что Геворг Чауш родился недалеко от Сасуна, был армянским партизаном. Принял участие в сасунском восстании 1894 года, после чего был арестован и заключен в тюрьму, откуда удалось сбежать. Затем Геворг вступил в армянское национальное движение и принял участие во втором сасунском восстании 1904 года. В 1907 году он был ранен в стычке с солдатами османской армии, после чего умер.
История фотографии поразила Мурада. Он не знал, что армяне жили в его городе, понял, что много фактов о поселениях армян стерты или искажены. Его навязчивой идеей стало раскрытие истиной истории своего города.
Учанер назвал свою кошку Геворгом Чаушем. Продвинуться в этой истории помогла очередная группа армянских туристов – один из них обернулся, услышав, как коллега Мурада выкрикнул вслед питомцу: «Геворг Чауш, вернись!» Турист Армен Ароян спросил, чей это кот и кто дал ему имя. Человек ответил, что хозяин отошел и вскоре вернется.
Армен Ароян – калифорнийский армянин, который организовывает туристические поездки по землям Западной Армении в течение многих лет. Он обладал глубинными знаниями об истории и культуре Армении. При встрече с Мурадом им было о чем поговорить. На прощание турист подарил новому знакомому копию книги К. Сафаряна «Краткая история Айнтапа» на армянском языке.
Учанер выучился этому языку, начал переводить книгу. Не так давно он смог ее опубликовать, несмотря на противостояние и угрозы властей.
Наш герой решил исследовать историю того самого дома. Он узнал, что в нем жила одна из самых богатых семей армян Айнтапа – Даниелянцы. Как полагает Мурад, Эгинэ посетила Айнтап и остановилась у Ованнеса Даниелянца, так как в этой местности были традиции приема армянских мигрантов из Сасуна. В книге он пишет: «Сейчас дом принадлежит нынешнему старосте города Ахмету Даи. Он не заинтересован в истории дома и ничего о ней не знает. Большинство богатых людей в этом городе не заинтересованы в истории нашего города, потому что бояться обнаружить истинное лицо своих дедов".
Сейчас Мурад работает над книгой, в которой реконструирует быт армян в Айнтапе девятнадцатого века. Известен факт его встречи с журналистом и историком из Женевы Вигеном Четеряном . Они вместе посетили церковь Святой Богородицы в Айнтапе, ныне известную как мечеть Куртулуш Камии, заметили желание турецких властей стереть память об армянах в названиях улиц и топонимах.
Самым ярким впечатлением журналиста стала дальнейшая встреча за вечерним ужином с Эролом Акчаем, веселым человеком сорока лет, ранее служащим турецкой армии. При знакомстве Виген отметил свое армянское происхождение, на что Эрол внезапно начал просить прощение. Затем рассказал, что делает это каждый раз при встрече с армянами, так как считает это своим моральным долгом. Он родился в доме, расположенном непосредственно у церкви Святой Богородицы, часто задавался вопросом, почему дома в его районе сильно отличались от зданий в других частях города. Еще больший интерес вызвала террористическая группа «АСАЛА». Эрол захотел узнать, почему армяне хотели напасть на турок. Так он ознакомился с книгой Мкртыча Маргосяна «Квартал неверных» об армянах Диярбакыра. После прочтения он долго изучал историю армян, их судеб и определил для себя навсегда: каждый раз, когда он встретит армянина, обнимет его и извинится.