Тот свой Раздан я бы не променял бы ни на один город в мире!
С Вигеном Ахвердяном мы познакомились на одном вечере армянской молодежи, которую проводило Российско-Армянское Содружество в ВШЭ. Там была миниэкспозиция ровно в одну стену, но ее хватило, чтобы представить, что она уже готова разрастись до уровня персональной и значимой. Когда я пошла на интервью с Арменом Джигарханяном, попросила Вигена составить мне компанию. Страшновато было в одиночку идти к мэтру. Вигену эта идея тоже понравилась: за полтора часа беседы он сделал около 90 фотографий Армена Борисовича.
Виген родился в 1980 году, в Раздане. С 1993 года живет в Москве. Окончил МГТУ им. Н.Э. Баумана факультет «Робототехника и комплексная автоматизация». Фотография для него — это хобби, которое постепенно стало больше чем просто увлечение и занимает большую часть свободного времени. Любимые жанры: пейзаж, архитектура, портрет. Сотрудничал с авиакомпанией «Армавиа», французской компанией Sunset-France Production производящей музыкальные диски. Создатель и руководитель проекта «PHOTO-ARMENIA».
— Мне очень хочется узнать о твоем детстве: образы Раздана….первый фотоаппарат… первые снимки…
— Знаешь, я очень рад, что я родился и вырос там. Тот свой Раздан я бы не променял бы ни на один город в мире. И я очень часто скучаю по тому моему родному Раздану. У меня было обалденное детство. У нынешних детей такого уже нет. С утра до поздней ночи пропадали на улице. Домой нас силой затаскивали для того, чтобы мы не умерли с голоду. Что только мы не вытворяли. Успевали всё: и учиться, и спортом заниматься, и хулиганить. Вокруг Раздана очень красивая природа. С четырех сторон горы, лес, озеро, речка… Постоянно на выходные с папой или на рыбалку, или в лес погулять за грибами. Как то даже всем классом убежали с уроков и пошли за грибами. Школа у нас находилась прямо у подножия горы… В Раздане такой климат, что все 4 времени года настоящие. Суровая зима с метровым снегом и морозами даже под 30 градусов. Долгая весна. Лето не такое жаркое как в Ереване около 25 градусов. Настоящая золотая осень. Летом футбол. Зимой — лыжи и хоккей. . Воспоминаний, наверное, даже больше чем за двадцать лет московской жизни.
— Отношения между людьми тоже, наверное, были особенными?
— У нас подъезд все как родственники. Постоянно друг другу в гости. Новый год отмечали всем подъездом. Весь дом, а это шесть подъездов, друг друга знал, общался. Очень здорово было. Сейчас я приезжаю в Раздан и мне грустно. Город совсем другой — пустой. Уже даже не город, а можно сказать большая деревня: дороги разбиты, такое впечатление, что с тех пор так ничего не делали.
— Ты помнишь свой первый фотоаппарат?
— Еще бы! Был у меня такой ФЭД. До сих пор, кстати, в Разданской квартире лежит. Не сказать, что в детстве много фотографировал. Не было столько возможности, да и рано я оттуда уехал — в тринадцать лет. Но уже тогда пробовали проявлять пленку в специальном бачонке. Потом в ванной с красной лампой, в ванночках с проявителем и фиксажем, проявляли, вешали сушиться. Тогда это просто было интересно. И конечно не думал, что потом это так сильно меня затянет.
— Виген, после Армении кажется ли тебе московские лица пресными? которые нужно еще распознать ? найти в них что-то особенное? есть ли в московских лицах эффект стертости….?
— Нет, наверное. Там просто другая атмосфера. Тут тоже много интересных лиц, но тут ты их можешь не замечать. Тут все торопятся, пробегают мимо тебя. Там нет этой суеты. Плюс, конечно, масштабы другие. Поэтому яркие личности видны лучше…
— Тебе интересны лица московской диаспоры? Расскажи о встрече с Арменом Джигарханяном… Что поразило в нем?
— Не то что б поразило, но очень понравилась его простота. Через пятнадцать минут общения такое впечатление, что знаком с ним давно. Дай Бог ему крепкого здоровья. Надеюсь, он нас еще порадует новыми запоминающимися ролями. К Джигарханяну естественно с пустыми руками не пойдешь. Поэтому я взял свою фотокартину. Одну из моих любимых работ — снятый из иллюминатора самолета Арарат, парящий в облаках. Ему очень понравилось. Сказал, заберет домой. Было очень приятно.
— Твой проект «PHOTO-ARMENIA». Какова его концепция?
— «PHOTO-ARMENIA». Это, мой первый армянский проект. Тут соединилось хобби фотографии с моей любовью к Армении. Я все свои отпуски провожу в Армении. Езжу по стране, каждый раз в новые места. И список мест, куда хочу еще поехать, пофотографировать не уменьшается, а наоборот растет. Когда однажды фотографий стало много, возникла такая идея сделать сайт: где я, а также другие фотографы, которые также фотографируют Армению, смогли бы показать нашу родину. Ведь, к сожалению, даже многие армяне почти нигде в Армении не были. Максимум куда все ездили это Эчмиадзин, Гарни, Гегард, Севан. После открытия канатной дороги в Татеве, стали ездить еще и в Татев. Но ведь есть еще очень много красивых и загадочных мест. Друзья смотря на мои фотографии, задавались вопросом, это у нас так много красивых мест? Да, очень много. Самой лучшей оценкой было, когда начали говорить, что после просмотра фотографий им хочется поехать в Армению. В том числе и русские друзья. Значит, я не зря стараюсь тратя столько времени на это.
— Расскажи про свою долгожданную поездку в Арцах. -Ты как –то сказал, что это земля – как другая планета….
— Да. Безумно красивая природа. Очень доброжелательные люди. Больше всего понравился каньон в Шуши. Место для медитации. Там можно часами сидеть на вершине скалы, наслаждаясь неповторимым и фантастически красивым видом. Естественно, заворожил и сам Газанчецоц. Конечно Гандзасар…В первый приезд не попали в Дадиванк, но побывал там годом позже. Просто сказочное место.
Но первой моей остановкой в Арцахе был...госпиталь в Степанакерте, но не новый который открыли пару лет назад, а старый. В тот год я приехал в Армению с московскими друзьями и решил, что в этот раз мы едем именно в Арцах! Я приехал на два дня раньше остальных. Решил вопрос с машиной и водителем. И вот мы, наконец выезжаем по маршруту Ереван – Хор Вирап – Нораванк – Караундж – Татев - Шуши. Выехали чуть позже запланированного и проезжая мимо Хор Вирапа увидев, что там дымка и не видно Арарата, предложил поехать дальше, а туда заехать на обратном пути. Приехали в Нораванк. Прогулялись, зашли в храм. Пока ребята бродили там, я поднялся на горку сделать несколько кадров. Встретил туриста, как оказалось, из Чехии. Вот мы спокойно с ним спускались, разговаривая о том, как ему понравилось в Армении, и тут я подворачиваю сильно ногу и падаю. Сразу понял, что серьезно: каких только звуков я из своей ноги не услышал! Еле доковылял до друзей. Но сразу для себя решил, что в Ереван не вернусь. Льда нигде не возьмешь — купили по дороге пива в алюминиевых банках из холодильника, и, приложив к голеностопу, поехали дальше. Нога стала опухать. Доехали до Караунджа: кое-как я там на одной ноге поскакал, сделал несколько кадров, поехали дальше. Приезжаем в Татев. Я очень хотел тут немного задержаться, у меня ведь дедушка татевский. И мы с сестрой, которая поехала с нами, пару звонками родственникам быстро организуем ночлег в Татеве. Думали, вот, к утру нога чуточку пройдет, найдем дедушкин дом. Куда там! Нога опухла еще больше. Доехали еще раз к монастырю, сделал еще несколько кадров и поехали в сторону Шуши. Разместились в гостинице. Приезжаем в Шушинскую больницу. Врача нет, он в отпуске. Едем в Степанакерт, заходим в больницу. Я после Москвы, как увидел это — такое впечатление, что попал лет на тридцать в прошлое. Наш гид, Армен, меня успокоил. Мол, тут во время войны такие операции делали, что твоя нога это ерунда. Новый корпус больницы тогда еще строили. Приходим на рентген. Рентгенолог домой ушел уже. Ему звонят и вызывают обратно. Делают рентген и звучит немного обнадеживающая фраза. Перелома нет, но сильное растяжение связок. Ставят гипс. И врач говорит, что два-три дня надо лежать. Ногу не нагружать. Куда там! Я столько хотел попасть в Арцах чтобы лежать?! доехали до магазина купили тапок на ногу. Вот так четыре дня я там на полутора ногах и проскакал. К сожалению, из-за этого немного скорректировали маршрут. Попали только туда куда на машине можно доехать, а по горам по ущельям пройтись не получилось. Но ничего, это в следующий раз.... Главное чтобы там больше не были слышны выстрелы.
— Теперь ты уже не только сам ездишь по Армении, но и организовываешь поездки для других?
—
Да, уже больше года занимаюсь вторым своим проектом, TRAVEL-ARMENIA, который стал продолжением PHOTO-ARMENIA. Организовываю различные туры в Армению. В отличие от многих компаний, у которых стандартные маршруты, делаем много чего интересного и нестандартного. Например фототуры, конные туры, много пеших туров по горам, куда на авто не добраться, но откуда открываются самые красивые виды. А классические экскурсионные туры обязательно разбавляем интересными мастер-классами, обедами у местных жителей и другими сюрпризами. Хочу, чтобы мои гости не только увидели, но и почувствовали Армению, чтобы они полюбили ее и приезжали к нам еще много раз.