Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Армянская патриархия Турции: когда в товарищах согласья нет

Одним их главных тезисов в концепции Армянского музея Москвы и культуры наций является поиск новых реципиентных точек в теме армянской идентичности. Армянская Диаспора, возникшая вследствие Геноцида, сегодня переживает очередную трансформацию. Это связано с демографическими сдвигами, драматическими событиями на Ближнем Востоке, поляризацией мнений о будущем Спюрка. Боль и сострадание за невинно убиенных соплеменников уже 100 лет передается из поколения в поколение, превратившись в хроническую болезнь, и единственный способ избавления от этой болезни - это замена этих чувств другими, более сильными чувствами, чувствами сильной экономики, науки, культуры, спорта и вооруженных сил страны и народа… И поэтому интересы народа и страны для каждого армянина всегда должны быть выше своих личных. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию статью о непростой предвыборной ситуации в Армянской Патриархии Турции.
Армянская патриархия Турции приняла важное решение, касающееся выборов патриарха.  После того, как было озвучен вердикт Духовного Собрания, процесс выборов можно считать официально открытым.  Ведущий заседание Ассамблеи, епископ Саак Машалян в интервью армянской газете «Агос» сказал, что оно проходило в очень  эмоциональной обстановке.
Некоторые священнослужители даже плакали. Речь шла о Патриархе Константинопольском Армянской Апостольской Церкви архиепископе Месропе Мутафяне. Очень уважаемом и ценимом всеми учителе. Решение  принято при сохранении уважения к Месропу. Был найден компромисс, благодаря которому он получает должность «отставного патриарха» и остается им до самой смерти. И будет похоронен со всеми почестями как патриарх.  При этом епископ вспоминает, что имамы не теряют свой титул, когда они мертвы.  Также Папа Бенедикт XVI назывался  как "папа в отставке" (папа почётный). Но в настоящее время объявлены выборы, потому что Ассамблея нуждается в новом лидере. Армянский патриарх Стамбула архиепископ Месроп Мутафян неизлечимо болен, с 2008 года он находится в больнице Святого Спасителя в коматозном состоянии. Его обязанности возложены на местоблюстителя Стамбульского патриархата архиепископа Арама Атешяна.
Армяне не очень довольны позицией, занимаемой им. «Кроме того, мы также должны иметь в виду, что мы не связаны с Армянской Апостольской церковью. Но вакантное место патриарха касается не только нас,  это касается всей армянской церкви», - говорит Саак Машалян. При этом значительная часть его интервью посвящена отсутствию конструктивного диалога между кандидатами на этот пост. Некоторые кандидаты не разговаривают друг с другом на протяжении 8 лет. 
Итак, в июне 2016 года Арам Атешян  извинился перед Эрдоганом за решение Бундестага. Синдром Ахеджаковой в контексте Ай Дата – это запредельно. Это все равно, что подойти к убийце и дать ему лопату, чтобы все уже окончательно погреблось. Арам Атешян не будет одинок в этом контексте: член Государственного совета Грант Асатур откровенно игнорировал армянского патриарха Завена Егиаяна, когда он искал совета приближенных к КЕП (Комитету Единства и Програсса), чтобы спасти многих-многих армян, а Петрос Аладжян, депутат из Константинополя, бывший министр и член Иттихада, избегал его и палец о палец не ударил, чтобы спасти кого-нибудь. Об этом подробно рассказывает Рамонд Кеворкян, отмечая, что среди оставшихся в живых армянских депутатов только Оник Ихсан, избранный от Смирны, пытался спасти людей и иногда ему это удавалось. В этом ракурсе оговоримся, около сотни тысяч из тех, кто смог остаться в Стамбуле 1915 года и найти в городе убежище до тех пор, пока не закончится война, оказали неоценимую помощь выжившим депортированным, которые влачили свое существование в Сирии и Месопотамии.
Не успел Атешян извиниться, как в Стамбуле прогремел взрыв. Поскольку ответственности на себя никто не взял, Эрдоган возложил ее на курдских повстанцев. Но та заминка, которая возникла в первые часы после взрыва, как мне кажется, создала опасный прецедент. Если ситуация будет ухудшаться, то оба фактора – курдский и армянский опять наложатся друг на друга с большим аддитивным эффектом. Курды давно спустились с гор, где первоначально долгие годы шли боевые действия. Теперь рвануть может везде, и на амшенском Караденизе. Больно думать о том, что хемшилы на своей исторической родине, пусть исламизированными, во многом остаются заложниками. При конструктивном диалоге, который ушел в минуса после «футбольной дипломатии», именно они были бы той частью турецкого общества, которые смогли бы связать культурную, политическую и бизнес-элиту обеих стран. Но ситуация ухудшается еще и тем, что криптоармяне и курды, которые сегодня больше всех остальных в регионе ждут и свободы, и государственности, не могут заключать даже временных тактических союзов. Создан такой клубок противоречий, при котором многое должно проходить законсервированным своей национальной идентичностью: армяне идут своим курсом, курды – своим.
Тем не менее, епископ Саак Машалян призывает сохранять спокойствие и дождаться нового назначения.

Валерия Олюнина