Арцрун Берберян
Сегодня в Армении многие девушки носят ожерелья и браслеты в старинном стиле, точные копии изделий старины. и кажется, что так было всегда, и кажется, будто армянски никогда не переставали надевать широкие браслеты на замочке и плотные ожерелья с подвесками. Но на самом деле, традиция была прервана на несколько десятилетий, и возрождена в середине семидесятых. И вернул ее мастер Арцрун Берберян.
Справедливости ради, оговоримся. Многие армянские ювелиры тех лет обращали внимание к наследию старины, к традиционным украшениям. Но у Берберяна качество было настолько высоким, что его изделия составили славу советского прикладного искусство. Он стал "выездным", получил возможность устраивать зарубежные выставки. Его изделия выставлялись в Нидерландах, в Великобритании, Дании, Германии. А ереванский бомонд стал заказывать украшения под старину. Многие из заказчиц Берберяна помнили похожие ожерелья у своих бабушек. Но до войну, в эпоху индустриального строительства, люди были очень захвачены новизной и потеряли всякий интерес к наследию. Зато спустя семьдесят лет тоска взяла свое - это были годы Возрождения традиций в ювелирном искусстве, в керамике, в живописи.
Берберян занимался не только ювелирным искусством. Блестящий знаток прикладного искусства, он был первым реставратором всех самых важных археологических раскопок. Именно ему поручали восстанавливать добытые из-под земли светильники, утварь. Работать "под Берберяна" стало модным. Некоторые его работы стали тиражироваться, так появились в советских квартирах электрические лампы в урартском стиле, настенные украшения.
Мастера не стало в 1994 году, вскоре ушла и супруга Раиса Берберян, его верная помощница и преданный друг. Сегодня семейную традицию продолжает дочь Анаит - ювелир и художник, любимая и уважаемая в кругу ереванских мастеров. Анаит также работает над реконструкцией и делает блестящие стилизации, изготовляя современные предметы с неистребимым духом старины.