Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Параджанов и Украина. Мастерская Игоря Савченко

Часть 1. Мастерская Игоря Савченко

Однажды Параджанов быстро  шел по улице Ленина в Киеве с трембитой.  Его еле догонял хозяин инструмента, старый гуцул. Люди расступались перед ними. И тогда Параджанов остановился и заиграл – затрембитав, как говорят украинцы. Киевляне услышали звуки, какие живут только в Карпатских горах, нередко помогающие подать сигнал бедствия…Все удивлялись и слушали….

Так совпало, что библиотека украинской литературы в Москве находится на улице Гиляровского, на пересечении с Трифоновской, где несколько лет назад был построен армянский храм. В читальном зале немноголюдно, но что удивительно – вас встречает библиотекарь с выразительным, миловидным украинским лицом, с армянской фамилией. По моей просьбе она приносит несколько книг об украинском периоде жизни Сергея Иосифовича.

Возможно, о судьбе и творчестве режиссера написано и сказано очень много, тем более что в январе 2014 года в Москве был отмечен его 90-летний  юбилей на многочисленных творческих площадках. Мне показалось своевременным написать о взаимопроникновении украинской и армянской культуры. Потому что в последнее время в теме русско-армянского и русско-украинского культурного обмена произошел сбой, связанный с войнами, мятежами, размежеванием, часто достигающим своих абсурдных пределов.

Выбранная призма, безусловно, даст дополнительный контекст для того, кто влюблен в армянское и украинское искусство.

Кажется, Параджанов был единственным, кто после окончания ВГИКа мастерской Игоря Савченко и вручения  диплома самим Александром Довженко, выбрал Украину местом своего творческого вызревания.

В 1947 году по приглашению Савченко Параджанов приезжает в Киев – учитель поручает ему снять эпизод в своем фильме «Третий удар». Говорят, нет свидетельств того, что Игорь Алексеевич считал харизматичного тбилисского армянина самым способным из своих учеников, ведь среди его товарищей были и Александр Алов с Владимиром Наумовым, Юрий Озеров, Марлен Хуциев, но его актерский дар отмечал. К сожалению, кинорежиссёр, сценарист, педагог,  Заслуженный деятель искусств РСФСР (1944), Лауреат трёх Сталинских премий умер в 44 года. Скорее всего, в дальнейшем их с Параджановым связала бы настоящая дружба уже на равных, как двух прославленных мастеров.  Киевские друзья Параджанова впоследствии не удивлялись тому, что  влияние талантливого учителя на молодого мастера, которого после нескольких неудач могли заклеймить «неперспективным», было таким большим.  Роль Савченко в формировании Параджанова как художника все же поразительна, потому что Сергей Иосифович смог полюбить Украину так, что хотел быть здесь похороненным.

Кстати, на защите диплома Ростислав Юренев, член госкомиссии, сказал, что в «Андриеше» Сергей подражал «Звенигоре» Довженко. Сам Александр Петрович стал его защищать и был прав, Параджанов ранее не видел его украинскую трилогию, первой частью которой и была «Звенигора» («Заколдованное место»), но как же рад был Сергей, когда посмотрел этот фильм и понял, что переклички действительно есть, видимо, любовь к фольклору открывает  универсальные законы киноповествований.