Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Колумнист "Агоса" Виген Четерян размышляет о судьбах Спюрка

Школы, СМИ, литературные клубы, благотворительные ассоциации - в каждой стране Спюрка они действуют. Фото tovima.gr

Одной из главных тезисов в концепции Армянского музея Москвы является поиск новых рецепиентных точек в теме армянской идентичности.

Армянская Диаспора, возникшая вследствие Геноцида, сегодня переживает очередную трансформацию. Это связано с демографическими сдвигами, драматическими событиями на Ближнем Востоке, поляризацией мнений о будущем Спюрка. Боль и сострадание за невинно убиенных соплеменников уже 100 лет передается из поколения в поколение, превратившись в хроническую болезнь, и единственный способ избавления от этой болезни - это замена этих чувств другими, более сильными чувствами, чувствами сильной экономики, науки, культуры, спорта и вооруженных сил страны и народа… И поэтому интересы народа и страны для каждого армянина всегда должны быть выше своих личных. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию статью обозревателя турецко-армянского издания «Агос» Вигена Четеряна.

Армянская идентичность: вызовы нового времени

Обозреватель турецко-армянского издания «Агос» Виген Четерян выступает на страницах издания с публикацией «Армянская Диаспора и ее будущее». Журналист пишет о возрастающем пессимизме по отношению к Спюрку, о том, что существует угроза ассимиляции.

В то же время он отмечает, что сейчас Диаспора переживает радикальную трансформацию. Причинами этого стали неустойчивость и отсутствие безопасности в Египте в 1950-х, война в Ливане в 1975-1990, исламская революция в Иране 1979 году, затяжные войны в Ираке во времена Саддама Хусейна. Нестабильность в странах, которые появились после падения Оттоманской империи, выталкивает жителей армянских общин из региона, где они жили в течение тысячелетий. Конфликт в Нагорном Карабахе и экономические трудности также становятся причинами переселения армян. Численность общин в Москве или Калифорнии сегодня намного больше, чем в Бейруте или Гюмри.

Армяне также утрачивают свою идентичность по причине того, что в XIX веке был запущен механизм секуляризации, который привел к снижению роли церкви.

По мнению Четеряна, в XX веке именно армянский язык стал основной характеристикой принадлежности к армянскому народу. Это стало возможным благодаря учреждениям Диаспоры: таким как школы, СМИ, литературные клубы, благотворительные ассоциации. Однако недавно ЮНЕСКО констатировало, что армянский язык стал исчезать из Западной Армении. Все это опасные вызовы времени, но они не беспрецедентны, если знать армянскую историю. Падение Ани под сельджуками, землетрясение, уничтожившее древнюю столицу Армении, исход населения из иранских городов Джульфа и Исфахан…Еще свежи воспоминания о том времени, когда благодаря политике Абдула Гамида, Комитета Единения и Прогресса армяне могли быть почти полностью уничтожены. Каждая новая миграция обязывала их восстанавливать идентичность.

Фото gazeta-margust.ru

Как найти новую роль при новых условиях, сохранить контакты с родиной? Новая волна пессимизма имеет другие причины. И раньше далекие от Армении города были центрами армянства: Исфахан, Венеция, Мадрас, Тбилиси, Бейрут и другие считались ее культурными столицами. Но после распада СССР появление Республики Армения фундаментально изменило баланс в пределах внутреннего устройства Армении и Спюрка. Вместо разрозненных общин нация обрела сильный центр, который является правительством Армении. Сама Араратская долина стала центром армянской духовной жизни.

Каждый армянин, который живет в Армении, знает не меньше 2-3, которые живут в Диаспоре. Количество выезжающих из республики намного превышает число репатриантов. Тот, кто утверждает, что настоящим армянином может считаться только тот, кто живет в Армении, не может игнорировать эту тяжелую реальность.

Есть другая фундаментальная проблема, которую автор высказывает как предположение о том, что армяне могут жить только в национальном государстве. Ведь армяне веками жили вне таких государственных устройств.

Представители армянской общины Пермского края. Фото bayazet.ru

По мнению журналиста, действительно, если смотреть на будущее армян только через эту призму, историческая перспектива будет сужаться. Армяне напоминают глобальную сеть. К тому же то государство, которое появилось после развала СССР, как будто выглядит его неполной версией.

Однако, Диаспора долго не протянет, если в ближайшее время не усилить ее влияние. Чтобы она обслуживала не наше прошлое, а наше будущее. Нам нужно развивать новые учреждения, которые могут вдохновить молодое поколение на то, чтобы принимать положительные ценности в армянской идентичности и культуре.