Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Ко дню рождения Вардгес Арцруни

Армянский музей Москвы и культуры наций поздравляет Почетного строителя РФ, мецената Вардгеса Арцруни с 75-летием

Существуют вековые традиции, связанные с мужчинами, они должны родить сына, построить дом, посадить дерево… Но Вардгес Багратович Арцруни пошел несколько иначе, но в том же направлении. Он стал отцом двух дочерей, завел фруктовый сад и построил тысячи домов. Наверное, если их поставить торцами друг к другу, можно было бы несколько раз окружить Землю…

В судьбе Арцруни действительно видно это метафизическое кольцо. Потомок строителей и царей Арцруни из исторического Васпуракана, он своей судьбой и деятельностью, которой уже больше 70 лет, соединил прошлое, настоящее и будущее своего великого рода.

География его деяний поражает. Его бросало из одной части СССР в другую. Кисловодск, Москва, Ташкент, Тольятти, Ереван, Гюмри. В Тольятти он провел удивительный эксперимент, вошедший в историю отечественного и мирового строительства: построил девятиэтажный дом, который монтировали 2 недели и за месяц сдали уже с опечатанными в эксплуатацию квартирами. 

Он стал руководителем восстановления Армении после землетрясения. В Ленинакане был уже через два часа после первых разрушений. На родине особенно проявилось его качество – безотносительная честность. Он смог отстоять профессиональную репутацию армянских строителей, когда пошел на открытый конфликт с Москвой, обвиняющей Армению в нарушениях строительных нормативов. Арцруни смог доказать, что ГОСТы были разработаны для землетрясений до 7 баллов по шкале Рихтера. И их утверждали члены Академии наук и сотрудники Института проектирования.  Спитакское было 9-балльным. Если бы ни его принципиальная позиция,  возможно, к горю, которое вошло практически в каждую семью Ленинакана, Спитака и Степанавана, добавились бы новые трагедии-  могли бы начаться суды над теми, кто строил эти города.

И снова  любимая Москва.  На улицах которой он помнит себя мальчишкой, учеником-монтажником, молодым строителем, который учился у всех.  У него нет чинопочитания. У него есть уважение к человеку. Он на всю жизнь сохранил свою цепкую с детства память. Практически без запинки может перечислить начальников всех трестов, СМУ и участков «Главмосстроя» за несколько десятков лет. Всегда упоминает людей, у которых он учился, даже если это был прораб или крановщик.

Имя Арцруни зазвучало по Москве, когда сдали фантастическую галерею «Актер» на Тверской. Это было первое красивое здание в столице в 90-е, когда все рушилось.

Он - строитель с мышлением и совестью советского человека. Это сейчас стройка невероятно уплотнена, так что кто-то живет без инсоляции. А раньше жилой квартал не сдавался, если в нем не было школы, детского сада, поликлиники и магазинов. В советские времена только так и строили. Поэтому то, что происходит сейчас, Арцруни очень огорчает. Районы Алтуфьево, Бибирево и Отрадное – его рук дело.

Вардгес Багратович может ходить по Тверской или в Лужниках, приехать к Армянскому храму на Трифоновскую, и везде он дома. Это он нашел площадку для создания кафедрального собора и культурно-просветительского центра.

Он умеет находить в строительстве проблемные узлы. И сразу решает эти вопросы так, что ситуация не только перестает быть проблемой, но она еще и качественно улучшается. Стройка – это разные профессии, сотни тысяч людей, и у каждого своя ментальность. А такие руководители, как Арцруни, должны уметь объединять усилия всех, скоординировать специалистов разного профиля - землеройщиков, электриков, сантехников, отделочников. Это невероятно трудно, нужны хватка, ум, опыт и воля. В статьях описано его состояние во время работы над галереей «Актер». Заслуженный деятель остро чувствовал, что это счастье – быть строителем, отдавать людям объекты вот такие, которые после пожара возродились и выглядят совершенно феноменально.

Удивительная эта история со строительством армянского Храма. Какие только места предлагались под строительство. Нигде не остановился, а задел на Трифоновской понравился – ведь здесь можно было не только возводить, но и делать целое подворье с инфраструктурой. Сегодня  сюда едут армяне не только Москвы, но и России, общин мира, но и  из самой Армении…

Вторая и необъятная тема его жизни – книги, издание которых он финансирует и участвует в каждой презентации лично. Есть в сердце большая боль, которую он пытается преодолеть вместе с единомышленниками – прекратить поток массовой миграции из Армении, разблокировать транспортные пути, ведущие в страну, когда-то одну из немногих в союзе саму себя обеспечившую…

Арцруни до всего есть дело. До всего, что касается Армении и строительства. Сколько лет он носится с этой идеей о том, что вокзалы нужно выносить за пределы Кольца, построить новые железнодорожные терминалы.  Освободить город от избыточного пассажиропотока, а исторические здания, к которым прилагали руки видные архитекторы и художники, такие, как Щусев, отдать городу и сделать в них музеи и арт-галереи, благоустроив прилежащие территории для торговли и отдыха горожан и гостей. Увеличить количество столичных магистралей и совместить их с метро. Он москвич до мозга костей, знает здесь каждую аллею и подворотню. Сейчас трудно поверить глядя на этого уважаемого человека, что много лет назад он пацаном ходил по этим улицам и делил с грузинами районы влияния.

В нем до сих пор есть жажда жизни. Он недавно полетел в Крым и понял, что должен восстановить церковь у могилы Айвазовского, которая была для художника знаковой - здесь в 1817 году он был крещен, здесь венчался с Юлией Гревс, здесь же его и отпевали. В стене церкви, над дверью, имеется плита с армянской надписью, свидетельствует о том, что в 1888 году храм был перестроен, потому что сильно пострадал  во время пожара. Тогда его на свои деньги восстанавливал Айвазовский, сегодня это сделает Вардгес Арцруни.

Валерия Олюнина